Найти тему

Социальное исследование серийных убийц Кевин Хаггерти и Ариан Эллерброк исследуют культурный и исторический контекст серийных убийств

В изучении серийных убийц преобладал индивидуальныйподход к изучению биографии преступников и причин ихповедения. Популярные представления Джеффри Дамера, Гарольда Шипмана, Джон Уэйн Гейси и другиепечально известные личности подчеркиваютсоциопатические наклонности серийного убийцы-одиночки, представленные в отчетах, в которых подчеркивается, как различные личностные черты и факторы риска якобы способствуют их непостижимому в остальном поведению.

В то время как этот акцент на личной биографии поддается столь необходимому психологическому анализу, совокупный эффект таких сообщенийзаключается в том, что серийные убийства могут казаться историческими и культурными, как будто такие предрасположенности могут проявляться идентичными способами независимо от контекста.

На самом деле, серийные убийства тесно связаны с более широкими социальными и историческими условиями, что особенно очевидно, когда такие убийства рассматриваются в связи с серией широких исторических изменений,произошедших примерно за последние 400-500 лет, обычноассоциируемых с подъемом современности.

Итак, в то время как на протяжении всей истории человечества вероятно, всегда были люди, которые занимались серийным хищничеством, в предыдущие эпохичеловек не мог быть серийным убийцей. Серийные убийства – это отчетливо современное явление, продукт относительно недавних социальных и культурных условий, о которых криминологи могут по-новому взглянуть, акцентируя внимание на широких институциональных рамках, мотивациях и структурах возможностей, в рамкахкоторых происходят серийные убийства (Хаггерти,2009).

Серийное убийство - самая редкая форма умышленного убийства, происходящая, когда человек убил трех или болеечеловек, которые ранее были ему неизвестны, с периодом ‘остывания’ между каждым убийством. Это определение принято как полицией, так и академическими экспертами и, следовательно, обеспечивает полезную систему отсчета. К сожалению, оно также сужает анализ таких преступлений,поскольку не учитывает многие из знакомых (хотя и не неизбежных) характеристик серийных убийств. К ним относятся такие вещи, как разнообразное влияние средств массовой информации на серийных убийц, а также их склонность выбирать жертв из определенных слоев общества. Учет этих (и других) факторов может дать представление о более широких социальных и исторических контекстах, которые составляют структурныепредпосылки для таких деяний.

Здесь мы кратко опишем три аспекта серийных убийств, которые часто воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, но которые тесно связаны с появлениемсерийных убийств в их современном обличье. К ним относятся возникновение общества незнакомцев, развитиекультуры знаменитостей и культурных рамок очернения имаргинализация.

Общество незнакомцев

Массовая урбанизация является отличительной чертой современной эпохи, чем-то, что глубоко изменило природу человеческих взаимоотношений благодаря созданиюбеспрецедентной степени анонимности. В досовременныхобществах люди знали друг друга по именам, часто обладая глубоким знаниями о семейной истории своих соседей, распорядке дня и личных пристрастиях. Незнакомцывстречались редко, и когда встреченные были предметомслухов и подозрений. Среднестатистический средневековый гражданин, возможно, встречал всего 100 незнакомцев в течение всей своей жизни (Брауди, 1986), что заметно ниже по современным стандартам, когда человек мог столкнуться с сотнями незнакомцев просто по ежедневной дороге наработу.

Расцвет капитализма и связанные с ним процессы массовой миграции в городские центры привели к тому, что отдельные люди оказались погруженными в море незнакомцев (Нок, 1993). Это развитие событий также оказалось ключевой предпосылкой возникновения серийных убийств, учитывая что определяющим признаком серийных убийц является то, что они охотятся на незнакомцев (что отличает их от подавляющего большинства убийств, которые обычно связаны с той или иной формой предшествующих отношений между убийцей и жертвой). Таким образом, плотная современная городскаясреда представляет собой идеальные условия для рутинных безличных встреч, которые являются отличительной чертой серийных убийств.

 

Средства массовой информации и культуразнаменитостей

Хотя серийные убийства статистически редки, тем не менее это повсеместное культурное явление, которое для подавляющего большинства людей является лучше всего это понимать как событие в средствах массовой информации (Гибсон, 2006). Серийные убийцы стали неизбежной точкой отсчета в фильмах, телевизионнойфантастике, романах, книгах о настоящих преступлениях ивидеоиграх. Эта глобальная система средств массовой информации – опять же, характерный атрибут современности – позволила многим гражданам близко познакомиться с динамикой серийных убийств и жизнями особо известных преступников. Однако взаимосвязь между средствами массовой информации и серийными убийствами не является однозначной. Широко распространяяподробности о конкретных серийных убийцах, средства массовой информации устанавливают "серийный убийца" как доминирующая культурная категория. Одним из выводов является то, что, в то время как в древностипоследовательное убийство, возможно, было чем-то, что кто-то совершал, сегодня серийный убийца - это то, кем кто-то может быть. Вводя категорию ‘серийный убийца’ в широкое обращение, средства массовой информации подчеркивают специфику такое поведение открыто для потенциального подражания, хотя это не означает, что серийные убийства могут быть результатом какого-то прямого ‘медийного эффекта’.

Средства массовой информации также способствовалиразвитию культуры знаменитостей. В нашейпреимущественно светской современности перспектива достижения известности стала желанной в той мере, в какой она обещает освободить людей от бессильной анонимности, делая их известными за пределами ограниченийприписываемых статусов, таких как классовые и семейные отношения. Для некоторых это обещание знаменитости просто привлекательно, в то время как для других этовсепоглощающая страсть, доходящая до такой степени , что отсутствие определенной степени известности может восприниматься как глубокое поражение. Серийные убийцы не застрахованы от привлекательности знаменитостей. Как продемонстрировал Эггер (2002) в своем анализе семи самых известных американских серийных убийц,большинство из них, "казалось, наслаждались своимстатусом знаменитостей и процветали от внимания, которое они получали’. Следовательно, жалоба серийного убийцы в местную полицию гласит: "Сколько раз мне нужно убить, прежде чем мое имя появится в газете или привлечетвнимание всей страны?" (Брауди, 1986).

Маргинализация

Возможно, самым ужасающим аспектом серийных убийств является то, что такие убийства кажутся случайными. Однако это вводящая в заблуждение характеристика, поскольку, хотя серийные убийцы действительно нападают на незнакомцев, их жертвы не случайны (Уилсон, 2007). Скорее, жертвы серийных убийц склонны подражать более широким культурным категориям очернения характерно для современного общества. Все общества имеют свои собственные отличительные структуры символическогоочернения, посредством которых определенные классы людей позиционируются как изгои или ‘низшие’ люди. Такие люди, часто выделяемые современными институтами для порицания, порицаемостии маргинализации, также непропорционально часто становятся мишенями серийных убийц, которые, как правило, охотятся на бродяг, бездомных, проституток, рабочих-мигрантов, гомосексуалистов, детей, пожилых людей и пациентов больниц (там же). Джеральд Стано сравнил убийство его жертвы к "ничем не отличающемуся от того, чтобы наступить на таракана" (Холмс и Дебургер, 1998). Такое заявление наглядно демонстрирует, в какой степенисерийные убийцы принимают и воспроизводят более широкие культурные нормы, которые обесценивают, стигматизируют и маргинализируют конкретные группы.Как в искаженном зеркале, серийные убийцы отражаютотличительные ценности современности и действуют в соответствии с ними.

Признание динамики маргинализации жертв особенноактуально для изучения серийных убийц, поскольку очернение определенных социальных групп связано с конкретными структуры возможностей для убийства.Криминологи подчеркивают важность ‘структур возможностей’ как средства определения повышенной вероятности преступного поведения в определенных контекстах, отмечая, что вероятность совершения преступления возрастает при наличии сочетания возможной жертвы, доступной для хищничества, мотивированного преступника и отсутствия компетентных опекунов. Чтожертвами серийных убийц, как правило, становятся взятие из доступных классов современности может также означать, что эти жертвы находятся вне эффективных систем опеки и становятся мишенью не только потому, что они более доступны, но и потому , что их смерть с меньшей вероятностью приведет к своевременному расследованию или юридическим последствиям.

Современные явления

В то время как серийные убийства обычно преподносятся как непостижимое поведение одинокого,деконтекстуализированного и социопатичного индивида, здесь мы подчеркнули пугающе знакомое современное лицо серийных убийств. Несколько отчетливо современных явлений, включая анонимность, культуру знаменитости, ставшую возможной благодаря развитию средств массовой информации, и специфические культурные рамки очернения, каждая из них обеспечивает ключевые институциональные рамки, мотивации и структуры возможностей для анализа таких действий. Сосредоточениеисключительно на этиологии и биографии преступника систематически игнорирует этот более широкий социальный контекст и исключает более тонкое понимание того, как и почему совершаются серийные убийства.