Найти тему
Одиночная камера

Православие и убийство

Православное Предание определенно утверждает, что оружию не место в храме. В актах III Вселенского собора закреплены слова императора Феодосия Младшего (их приводит св. Никодим Милаш в толковании к 69 правилу Трулльского собора):

«Мы, которые всегда нужным числом государственных оруженосцев окружены, и которым не приличествует быть без оруженосцев, когда однако входим в храм Божий, оставляем вне храма оружие и даже снимаем с головы диадему императорского величества…».

Аналогичные правила были закреплены законодательством Российской Империи: военные в любой форме одежды должны были входить в церковь без оружия ("Правила ношения форм одежды офицерами всех родов оружия и гражданскими чинами Военного ведомства").

Если оружию не место в храме, то как возможно освящение? Пусть даже в форме благословения? Как именно должна проявиться благодать Божия, сошедшая после освящения меча, ракеты или автомата?

В житии "апостола Ирландии" преп. Колумбы Ионского (521-597 гг., почитается и в католичестве, и в православии) есть характерный эпизод, связанный с освящением оружия:

«Некий брат по имени Молва [...] приходит к святому, который в то время писал, и говорит ему:

"Прошу, освяти меч, который я держу в руке".

Тот немного вытянул святую руку с пером и, знаменовав меч, освятил его, будучи обращен лицом в книгу, из которой переписывал.

Когда он произнес вышесказанное, и брат с благословленным мечом ушел, святой спрашивает: "Что за меч я освятил брату?"

Диормитий, его благочестивый служитель, ответил: "Ты освятил кинжал для забоя скота".

Святой же ответил: "Надеюсь, в Господе моем, что меч, который я освятил, не повредит ни человеку, ни скоту".

Это вернейшее слово святого тотчас подтвердилось. Ибо этот брат, покинув монастырскую ограду, пытался заколоть быка три раза сильными ударами, однако не смог даже пронзить его шкуру.

Узнав об этом на своем опыте, монахи жаром огня расплавили кинжал и, разделив его железо, покрыли им все железные монастырские орудия, чтобы впредь никакое из них не могло ранить плоть в силу пребывающего на нем благословения святого».

(Святой Адамнан Ионский «Житие святого Колумбы Ионского» / Никулин М.С., свящ., Афанасьев А.М., свящ..- СПб.: Изд-во СПбДА, 2019, с.174.