мой слоган для фильма «Анатомия падения»
Фильм Жюстин Трие "Анатомия падения" (Anatomie d'une chute, Франция) - лауреат Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля и обладатель шести статуэток французской премии "Сезар" (лучший фильм, лучшая режиссура, лучшая актриса Сандра Хюллер, лучший актер второго плана Сванн Арло, лучший оригинальный сценарий и пр.)
В центре двухсполовиной часовой судебной драмы – расследование трагической смерти писателя, выпавшего с высоты третьего этажа собственного шале во французской провинции. Это произошло в тот момент, когда навещавшая жену писателя студентка отъехала от дома, а одиннадцатилетний сын Даниэль ушёл гулять с собакой. В доме оставалась лишь жена Сандра (тоже писатель), которая утверждает, что работала на другом этаже и ничего не слышала, так как использовала беруши – наверху у мужа грохотала музыка, собственно, из-за которой встречу со студенткой пришлось закончить раньше запланированного...
Вот и всё, что известно. Мне как человеку пишущему было крайне интересно наблюдать за тем, как разворачивалась, обрастая всё новыми и новыми деталями, история пары в целом и того злополучного дня в частности. Зритель словно оказывается помещённым на скамейку присяжных. Перед нами выступает то сторона обвинения, то адвокат, и каждый рисует свою картину. Симпатии (в значении sympathy, сопереживание) y зрителя-«присяжного» бегают от одного к другому. Когда выступает обвинитель, кажется, что он прав и всё логично: ну конечно же, недовольная своей жизнью в глуши в разваливающемся доме с депрессивным мужем и полуслепым сыном известная писательница выбросила мужа из окна, это же очевидно! Но когда выступает защитник, симпатии зрителя на его стороне: писатель-неудачник (кажется, у него не было изданных книг) в длительной депрессии так и не смог взять жизнь в свои руки, а осознание, что он разрушил всё: семью, брак, дом, творчество, даже здоровье своего сына, а его жена супервостребована и пишет как дышит, привело его к самоубийству!
На курсе сценарного мастерства меня обучали раскачке по эмоциям с увеличением ставок на каждом витке, но в «Анатомии...» этот приём реализован так наглядно, что его надо в учебник поместить.
Что касается юридической стороны вопроса, то в реальных судебных процессах обвинитель и защитник крайне редко сражаются так, как показано в фильме. Если бы сторона обвинения и сторона защиты относились к своей работе таким образом, мы жили в совершенно другом мире, поверьте.
В качестве заключения: во-первых, всё дело в оптике. Помните, в детстве у нас были переливающиеся картинки? Смотришь под одним углом – видишь одно, но стоит чуть сместить угол зрения – видишь противоположное. Так же и в жизни – спасибо 200+ когнитивным искажениям, которые предустановлены в наш мозг.
Во-вторых, в сущности, никто не застрахован от ситуации, когда нужно будет доказывать, что ты не верблюд, твои семейные и частные разговоры будут детально разбираться в открытом судебном процессе, твой ребёнок будет вынужден во всём этом участвовать, а твои тексты, даже вложенные в уста литературных персонажей, будут оцениваться как обвиняющие или оправдывающие. Просто окажись не в то время не в том месте - и ты попал.
Смотрите хорошее кино!