Найти тему
Живопись, корми!

В каждой избушке – свои игрушки

Оглавление

мой слоган для фильма «Анатомия падения»

"Анатомия падения". Лучшая актриса Сандра Хюллер, лучший актер второго плана Сванн Арло по версии французской премии "Сезар".
"Анатомия падения". Лучшая актриса Сандра Хюллер, лучший актер второго плана Сванн Арло по версии французской премии "Сезар".

Фильм Жюстин Трие "Анатомия падения" (Anatomie d'une chute, Франция) - лауреат Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля и обладатель шести статуэток французской премии "Сезар" (лучший фильм, лучшая режиссура, лучшая актриса Сандра Хюллер, лучший актер второго плана Сванн Арло, лучший оригинальный сценарий и пр.)

В центре двухсполовиной часовой судебной драмы – расследование трагической смерти писателя, выпавшего с высоты третьего этажа собственного шале во французской провинции. Это произошло в тот момент, когда навещавшая жену писателя студентка отъехала от дома, а одиннадцатилетний сын Даниэль ушёл гулять с собакой. В доме оставалась лишь жена Сандра (тоже писатель), которая утверждает, что работала на другом этаже и ничего не слышала, так как использовала беруши – наверху у мужа грохотала музыка, собственно, из-за которой встречу со студенткой пришлось закончить раньше запланированного...

Вот и всё, что известно. Мне как человеку пишущему было крайне интересно наблюдать за тем, как разворачивалась, обрастая всё новыми и новыми деталями, история пары в целом и того злополучного дня в частности. Зритель словно оказывается помещённым на скамейку присяжных. Перед нами выступает то сторона обвинения, то адвокат, и каждый рисует свою картину. Симпатии (в значении sympathy, сопереживание) y зрителя-«присяжного» бегают от одного к другому. Когда выступает обвинитель, кажется, что он прав и всё логично: ну конечно же, недовольная своей жизнью в глуши в разваливающемся доме с депрессивным мужем и полуслепым сыном известная писательница выбросила мужа из окна, это же очевидно! Но когда выступает защитник, симпатии зрителя на его стороне: писатель-неудачник (кажется, у него не было изданных книг) в длительной депрессии так и не смог взять жизнь в свои руки, а осознание, что он разрушил всё: семью, брак, дом, творчество, даже здоровье своего сына, а его жена супервостребована и пишет как дышит, привело его к самоубийству!

На курсе сценарного мастерства меня обучали раскачке по эмоциям с увеличением ставок на каждом витке, но в «Анатомии...» этот приём реализован так наглядно, что его надо в учебник поместить.

Что касается юридической стороны вопроса, то в реальных судебных процессах обвинитель и защитник крайне редко сражаются так, как показано в фильме. Если бы сторона обвинения и сторона защиты относились к своей работе таким образом, мы жили в совершенно другом мире, поверьте.

В качестве заключения: во-первых, всё дело в оптике. Помните, в детстве у нас были переливающиеся картинки? Смотришь под одним углом – видишь одно, но стоит чуть сместить угол зрения – видишь противоположное. Так же и в жизни – спасибо 200+ когнитивным искажениям, которые предустановлены в наш мозг.

Во-вторых, в сущности, никто не застрахован от ситуации, когда нужно будет доказывать, что ты не верблюд, твои семейные и частные разговоры будут детально разбираться в открытом судебном процессе, твой ребёнок будет вынужден во всём этом участвовать, а твои тексты, даже вложенные в уста литературных персонажей, будут оцениваться как обвиняющие или оправдывающие. Просто окажись не в то время не в том месте - и ты попал.

Смотрите хорошее кино!