Найти тему
Пещерный труд

Новая стадия политотторжения

На прошлой неделе произошёл ряд текущих (как в таких случаях, называют, актуальных) событий, в которых не принимал участия. Частично посмотрел, но тут уж одно из двух – все зайцы не ловятся (если, конечно, не веган. Веганить получалось раньше, сейчас это не вопрос. Следите за ходом мысли). И скажу сразу: неприятно, когда не разрешают возлагать цветы к памятникам, а их прямо перед носом выкидывают странные субъекты, не желающие что-либо объяснять, или криво это делающие. Без понятия, кто это. Вряд ли такие кадры составят список френдов, но у разных людей свои френды. И читатели.

-2

Хочется попробовать взглянуть на всю складывающуюся ситуацию отстранённо, не находясь в активном процессе. Ничего тут сверхординарного нет: действуют те, кто может, и как может, и как позволяет материальная и идейная базы. Нынче совпали 2 даты в одной точке, но она от этого не становится реперной, и именно так не засвечена. 24 февраля минула вторая годовщина полномасштабного вступления российской стороны в конфликт с другой стороной (по другим оценкам, нужно отсчитывать с 2014 года, но всё-таки приходится дробить, хоть из причины выводится следствие, а пропаганда одной из сторон обуславливает начало того, что в ней получило название специальной операции. При этом весь вооружённый процесс строится обоюдно: до февраля 2022 года, типа, другая сторона проводила АТО, а тут далее жёстко переиграли – и изобрели некое СВО, назвав, будто на коленке. Можно было и покрасивее. Только теперь не суть. Есть А и В. В том числе, независимо от мест проживания. Есть обыватели, любящие служить и драться, а есть они же, когда людям нравится растить детей, работать, сеять и собирать урожай, наконец, просто любить друг дружку. Военная машина совершенно разных сторон не уважает такой пацифизм, мешающий осваивать возрастающие военные бюджеты.

-3

Это, в принципе, понятно. Что не понятнее, прежде всего? В России – непрозрачным можно назвать характер протеста. Ясно, что есть те, кто против, и так у любого режима. Протест или открытый, или закрытый – как опросы на улице и на экранах; вы за или против. На возражения, что протест сделали непрозрачным, легко отпарировать: если это так, каков смысл его открыто выражать? Ради нескольких пунктов. а) Попасть в объективы камер, чтобы засветиться. (Нельзя утверждать, что протестуют только для этого. Засветка прежде всего идёт в бонус СМИ, имеющих право транслировать даже сбитую повестку актуальности. У медийных работников есть специальная униформа, бейджи информагентств и изданий, а также корочки аккредитации. Значит, журналисты заинтересованы в картинке – и том, насколько она сочнее, хайповее). b) Собственный хайп – хоть и на позиции жертвы. Возможно, даже в расчёте, что покажут и предложат что-нибудь делать (для редакций, или других заинтересованных лиц). c) Гражданская позиция, идейные соображения. (Такие качества остались, но рассматриваем в совокупности. Нет особого смысла выражать позицию перед первым элементом картинки акций – силовиками, которые как раз попасть в объективы камер не стремятся, а делают свою работу за деньги или социальные блага). То есть, материально заинтересованы исполнять приказы. Идейная мотивация их занимает в меньшей степени, но есть и часть идейных, симпатизирующих текущим властям. Сейчас – таким, какие сейчас. Когда, скажем, олды из числа носителей либеральных взглядов вспоминают, как вольно дышалось при дедушке Ельцине, это не так. И тогдашняя – ещё – милиция презирала людей, обчищала подвыпивших, а разогнать митинги противников – событий хватало. Тогдашнюю молодёжь избивали на массовых концертах и на футболе. Что и нынче. Кто-то рассказывал, как отмолотили дубинками во время сейшена демократического СПС, на котором нынешняя писательница Хакамада вышла с плакатом Женщину – в президенты. (Конец лихих 90х. Тучными нефтяными нулевыми ещё не запахло).

Приказы запретить отдавать дань памяти – странный, но логика примерно следующая: выразители одних взглядов кладут цветы, выразители других тут же их убирают. В чём-то это покушение на имущество, но положенное на памятник уже перестаёт быть личным имуществом. Так сказать, другая сторона пользуется этой лазейкой – в суд не потащишь, если нет прямого физического контакта или оскорбления. Оффлайновые конфликты вполне стали напоминать сетевые: в инете можно отказаться от диалога с нежелательным лицом и остаться в своём поле мнения, но не переубедить. В условиях социальной атомизации никакого переубеждения не происходит, кроме корректировки личных позиций. Итак, дано: власть против различных форм публичного выражения протеста. Что в этом случае можно противопоставить? В принципе, ничего, если протестующие не создают картинку. Борьба обычно идёт тихо, или нужен перевес (включая физический. На физическое противодействие возникают свои издержки – или поймают и арестуют, или не поймают, после чего нужно скрываться и отказываться от социальной роли гражданина. Логично).

Следующий абзац. Россия считается демократическим государством. Демократия – это власть народа. В условиях цивилизации мнение народа (абстрактно, но так по Конституции, включая её обновлённую редакцию) выражается через различные органы самой власти (по политической традиции, разделённые по принципу Макиавелли). Что на поверку? Значительная часть народа деполитизирована (значит, не интересуется не вопросами власти, не вопросами оппозиции). По затратам, провластная активность и прооппозиционная – одинаково относятся к категориям элитарности – среди преуспевающих групп, обладающих условиями для политических игр. Остальной народ лишь нужен для выполнения текущих функций (заниматься определённой частью труда, воспроизводить население естественным путём, воевать, а также участвовать в подтверждении или смене полномочий власти – через процедуры различных выборов). При атомизации де-факто народа нет, хотя сохраняется этническая память, которую, в принципе, можно варьировать – через те же СМИ. Если нет народа (как общности), нет устойчивых политических групп, и сам политпроцесс является игровым элементом. Или живёт ради исторического формата *так принято*. Если перестаёт быть принято, меняется сам характер государственных и политических отношений. Говорят, сейчас в России де факто так и произошло – однако, выборную процедуру решили сохранить, и продемонстрировать её в середине марта. Формально допущены 4 кандидата, распределив системный политический спектр, а внесистемный – откинут. Пробными шарами пролетели Дунцова и Надеждин, а также ещё ряд кандидатов – это называется прощупыванием процесса, которого нет. В нынешней РФ утрачена политтрадиция. Нужно остановиться на этом.

-4

Политактивность связана с правом на выражение мыслей по политпроцессу, а также со способностью на него влиять. Ностальгирующие по старым временам – аж от Перестройки и до первой декады нулевых – приравнивают политактивность к митингам. Как сказал аббат д’ Эрбле небезызвестного Дюма, *счастливое было время – весёлое время*. Однако, были и те митинги, которые разгоняли. В остальном, да – многие проводились открыто, и на них получали разрешения. Типичный вид: идут колонны, порой в них накидываются – ясно чем, для бодрости духа и поорать, но в любой момент могут свинтить – за употребление в общественном месте; массы идут дальше. Такие хождения были почерпнуты с советских времён, и до 1917 года – суть не в идеях, а в определённой форме досуга различных по возрасту слоёв. При этом, молодёжи было меньше, чаще выходил средний возраст, а также пенсионеры. Это и понятно – у первых экзамены-сессия, а также прочая жизнь, включая бурные физиологические поиски и первую работу; у вторых – только по выходным, и то, когда припрёт. У третьих – больше времени, и распределялось оно так: почему бы не показаться на площади, послушать, о чём говорят, заодно прогуляться, а потом принять кофейку, ещё чего-нибудь, пока не наступил дачный сезон… Легальная политактивность массовки строилась и после миллениума по таким лекалам. Часть стариков так показались бы и сейчас, но власти умело воспользовались ситуацией недавней пандемии, вообще сильно ограничившей оффлайны. Не только в России, и не с неё начался ввод коронавирусных ограничений. Сейчас не стану поднимать этот подзабытый период. Ситуация была маразматическая, разве что меньше стреляли, на ближних к Москве границах. Завершая текущие мысли, видно, что сейчас нет открытых политтусовок. Не только в форме митингов, но и политклубов – с дискуссиями, дебатами и теоретической частью. Понятно, что повлияла смена коммуникаций, а также эмиграция части активного населения, преимущественно относимого к среднему классу. Это понятие так же растяжимое – зарабатывают в нём по-разному, как и, впрочем, работяги на заводах и стройках. Следовательно, принадлежность к миддлам – лишь, с одной стороны, соотносит людей по уровню доходов. Бюджетники тоже не все поголовно за власть. Скорее, разница в образе мышления и чаяниях на настоящее и будущее.

В данном материале я попытался отразить текущую возникшую ситуацию на примере России, - при том, что такая ситуация возникла не вчера, а ещё в миллениуме. Зачатки нынешнего состояния проявлялись и того раньше. Далее, традиционный классический вопрос – по Чернышевскому – что делать. С одной стороны, ничего – если не известно, зачем и как. Заранее пропускаю вопрос в духе, за кого голосовать. Кто за кого хочет – все равно сначала нужна политическая тусовка, разбирающаяся, что такое политика; зачем она, или подлежит ли упразднению – по причине того, что социум в основном стал аполитичен (не только в российском государстве. Отдельно нужно переосмыслить затёртую концепцию государства – что это, и с чем едят). Пока же политтусовки нет. Банальные разговоры на кухне – это не технология изменений или коррекции.

Одинаково не даны ответы на вопросы: почему верхи не могут не управлять иначе, чем сейчас – если это так, а не иначе; почему низы не могут или не хотят это компенсировать. Что мешает пониманию нынешней политконцепции. Ситуация стала туманиться даже не вчера. Мой взгляд не столько политический, сколько философский. Если он вызовет отклики, постараюсь сам понять, отчего и что происходит.

#Кэн #Кэнсайд #Мнение #Социум и #Политика и #Отторжение_политики в социально-психологическом проекте #Неладная #Тенденции #Постковид #Россия2024 #Февраль2024 #Зима2024 #Философия и #Актуальность