Найти тему

Про кру́жки царские рассказываем...

Никогда не понимала, почему к знаменательным событиям (семейным и коронационным) императорские дома (и Российский не исключение) массово принимались выпускать кру́жки.

Свадебная кружка Цесаревича Александра Николаевича и Марии Александровны. Вид сверху. Крышечка и ручка. Источник: https://mus-col.com/collection/decorative-arts/articles-of-gold-and-silver/russian-art-metal/9394/
Свадебная кружка Цесаревича Александра Николаевича и Марии Александровны. Вид сверху. Крышечка и ручка. Источник: https://mus-col.com/collection/decorative-arts/articles-of-gold-and-silver/russian-art-metal/9394/

По крайней мере изначально...

Это сейчас уже полотенцами, занавесками, брелоками и бумажными одноразовыми стаканчиками с изображениями коронованных особ никого не удивить. Но начинали-то с кружек.

Может, кру́жки дешевле выходили?

Или запечатлённые на них члены императорской фамилии при использовании предмета по прямому назначению в кру́жковом варианте были наименее поругаемы?

Но всё равно же кружку мыть надо, по императорскому профилю однозначно будут тряпкой елозить... Опять же - фарфоровые кру́жки не самые долговечные предметы. Одно неловкое движение - и светлый лик императора уже сметается в совок.

Вспоминается история с подвыпившим посетителем кабака. Некто Иван Петров (другой вариант - Агафон Сулейкин), разбуянившись от принятого на грудь, в ответ на увещевания кабатчика, мол, нельзя ли потише - эвон государь-батюшка укоризненно с портрета смотреть изволят, заявил:

- Плевал я на императора!

Николай Павлович тогда велел передать пьянице, что тоже на него плевал и распорядился больше царских портретов по кабакам не развешивать. С тех пор вольнодумцам и оппозиционерам стало в общем-то и негде даже язык Николаю Палкину показать. Выразить так сказать своё несогласие с линией партии и правительства, но чтобы при этом можно было свалить свои оппозиционные протесты на состояние опьянения. Мол, да вы что? Не пооомню...

Но тут партия и правительство взамен утраченных кабаков сами настойчиво предлагают эти самые кружки для индивидуального применения. Со своими портретами и профилями. Страшно представить, как мог бы использовать такие кру́жки тот же А. И. Герцен, если бы не был воспитанным человеком...

Ну да ладно... хватит о вандальном, поговорим о прекрасном.

Итак, перед нами свадебная кружка в манере неорококо (я и кружки рококо себе плохо представляю, а тут нео...).

Корпус кружки украшен тремя медальонами-накладками под императорской короной. В центральном медальоне - профильные изображения цесаревича Александра Николаевича (будущего императора Александра II Освободителя) и его жены будущей императрицы Марии Александровны. Можно разобрать надпись: "Их Имп. Выс. Алексан. Николае. Мария Александр".

Источник: https://mus-col.com/collection/decorative-arts/articles-of-gold-and-silver/russian-art-metal/9394/
Источник: https://mus-col.com/collection/decorative-arts/articles-of-gold-and-silver/russian-art-metal/9394/

Сходство кружечного цесаревича с оригиналом, вроде, присутствует. О профиле юной Марии Александровны судить не берусь.

В левом медальоне - профильное изображение императора Николая I, и надпись "Б.М. (Божией милостью) Николай I Император и Самодержец Всеросс".

Источник: https://mus-col.com/collection/decorative-arts/articles-of-gold-and-silver/russian-art-metal/9394/
Источник: https://mus-col.com/collection/decorative-arts/articles-of-gold-and-silver/russian-art-metal/9394/

Император похож, да. Не показывайте кружку Герцену

Источник: https://mus-col.com/collection/decorative-arts/articles-of-gold-and-silver/russian-art-metal/9394/
Источник: https://mus-col.com/collection/decorative-arts/articles-of-gold-and-silver/russian-art-metal/9394/

В правом медальоне профильное изображение императрицы Александры Федоровны (супруги императора Николая I, в которую ещё А. С. Пушкин был влюблён). Есть надпись: "Александра Федоровна Императрица Всеросс". Как по мне - совершенно не похожа.

Источник: https://mus-col.com/collection/decorative-arts/articles-of-gold-and-silver/russian-art-metal/9394/
Источник: https://mus-col.com/collection/decorative-arts/articles-of-gold-and-silver/russian-art-metal/9394/

Здесь чуть иной ракурс... Ну... отдалённое сходство с ранними портретами, где императрица ещё не стройно-прозрачная всё же имеется.

На последних фото хорошо видна вся кружка: фигурной ручкой, съемной крышкой (её мы рассмотрели первой), с хватком в виде цветка на ножке, с листьями и подставкой-поддоном.

Понравилось слово "хваток", раньше я эту штуку называла пимпочкой.

Подставка-поддон же цельнолитой с кружкой? Ведь не съёмный же, да?

Производство - никакая не Made in China, а Москва, мастерская П. Григорьева.

Изготовлено в 1846 году, серебро; ручная выколотка, чеканка, золочение

Размер: 16,3 х 14,1 х 9,8 см.

Имеются клейма: мастерской - ПГ; пробирное клеймо московского пробирного управления с инициалами и датой - АК/1846, пробой серебра 84.

Недешёвое удовольствие, но оппозиционеры из дворянства могли себе позволить))

Николай Павлович был поумнее - по крайней мере разбить кружку нельзя (натирать императорский профиль до блеска можно). Ну или фарфор тогда был слишком дорог.

Чуть позже - какие только сувениры в ход не пошли... и коронационные платки с портретами, и флажки, и хрупкая посуда...

Жаль, конечно, что потом Александр Николаевич разлюбил Марию Александровну. Но по крайней мере в момент отливки кружек они были влюблены и полны надежд.

Всем прекрасного дня и небьющихся серебряных кружек))

---

Если хотите что-то добавить или, наоборот, возразить - добро пожаловать в комментарии

---

Было интересно? Тогда поддержите публикацию лайком. Вам не трудно, автору очень приятно))