Найти тему

Стремитесь к логике в мышлении. Она поможет Вам найти истину

Введение

Какие психологические явления – мышления, внимания, концентрации внимания, памяти задействованы в образовательном процессе. Для чего нужна логика, что это такое и какое место она занимает в практическом мышлении в психологии.

Об этом и о многом другом Вы узнаете из настоящей публикации. Дочитайте статью до конца и Вы начнете понимать логику, откроете для себя истину.

Мышление привлекало исследователей давным-давно, еще во времена Древней Греции мышление выделяли как ту часть, которую человек наследовал от Бога.

Апостол Павел в своем Послании к Филипийцам в 3-й главе 16-м стихе в Библии писал о мышлении:

"Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить." (Филиппийцам 3:16).
В Древней Греции мышление выделяли как ту часть, которую человек наследовал от Бога
В Древней Греции мышление выделяли как ту часть, которую человек наследовал от Бога

Позже, мышление стало рассматриваться больше как процесс усвоения информации. В курсе логики мышление рассматривалось как функция познания истинности.

К началу 20 века понимание мышления перешло больше на психологический уровень и стало оцениваться как инструмент познания. Что же думают о мышлении сейчас в 21 веке.

Сегодня мышление рассматривается как инструмент работы и переработки информации. Принципы когнитивного мышления используются как та модель, которую применяют в мыслительном процессе, т. е. тот способ, каким образом человек думает, каким образом он перерабатывает информацию, сравнивается с компьютерными системами.

В компьютере информация принимается, каким-то образом обрабатывается и выдается в каком-то другом виде. Поэтому модель компьютера сейчас является наиболее применимой к тем процессам, которые происходят в мышлении. Какие же виды мышления психологи выделяют из всей человеческой жизни?

Мышление рассматривается как инструмент работы и переработки информации
Мышление рассматривается как инструмент работы и переработки информации

Структура мышления включает в себя несколько типов. Прежде всего, это практическое мышление и теоретическое мышление. Практическое мышление отличается тем, что связано с решением каких-то конкретных задач.

Оно возникает у человека наиболее рано и связно с манипуляцией какими-то определенными объектами, использованием их для своих целей или представлением этих объектов внутри себя и продумывание тех способов, каким образом ими можно манипулировать.

Весь процесс мышления осуществляется для решения определенных практических задач. Важная черта практического мышления - стрессоустойчивость. Обычно отрицательные эмоции подавляют мыслительные процессы, но существуют большие индивидуальные различия.

Процесс мышления осуществляется для решения определенных практических задач
Процесс мышления осуществляется для решения определенных практических задач

Практическое мышление - это самый первый вид мышления, который мы видим у детишек. Т. е. практическое мышление бывает предметным и бывает образным.

Предметное мышление мы можем видеть у ребятишек, когда они начинают самые первые свои игры с различными игрушками: собирают пирамидку или играют с мячиком, или собирают пазлы.

Перед ними есть предмет, и они производят какие-то манипуляции, глядя на него и представляя, что интересного можно сделать с этой машинкой, например.

Чуть позже, у них развивается практическое и образное мышление. Т. е. для того, чтобы представить какие-то манипуляции не обязательно иметь этот предмет перед глазами. Они могут представить его образ и продумать, что они хотели бы сделать.

Предметное мышление у ребенка, когда они начинают самые первые свои игры с различными игрушками
Предметное мышление у ребенка, когда они начинают самые первые свои игры с различными игрушками

Так вы можете попросить ребенка уже лет пяти представить какую игру он хотел бы предложить с использованием, например, машинки и мячика. Ребенок подумает, представит себе и только потом пойдет искать эти объекты.

Раньше, до 4-5 лет ребенок не способен представить образ отдельно от предмета. Как правило, он занимается тем, что он видит перед собой и играет с теми игрушками, которые непосредственно представлены в его восприятии.

Чуть позже развивается теоретическое мышление. Теоретическое мышление уже представляет возможность человека продумать какие-то действия в отрыве от конкретной ситуации, в отрыве от каких-то наблюдаемых предметов.

Человек мысленно представляет себе эту ситуацию и проигрывает в себе решения определенных задач. Например, каким образом он хочет сегодня позавтракать.

Образное мышление оперирует целостными образами предметов и явлений или любыми свойствами.

Теоретическое мышление также представляет собой деление на две подгруппы – это образное мышление и понятийное мышление. Образное мышление можно легче всего представить, если человек в воображаемом мире, представляет какие-то образы, какие-то картинки или схемы, с которыми он производит какие-то мысленные действия.

Понятийное мышление опирается на представления человека, на его мысли или понятия какие-то. И дальнейшая работа уже происходит с операциями с этими понятиями.

Самым простым примером этого является решение математических задач, когда под иксом вы представляете какую-то определенную величину, например, скорость.

Под игриком вы представляете, например, другую величину ускорения, и вы построите график движения, не наблюдая за ним непосредственно в окошко или не видя, как это движение происходит в реальности. Это самый абстрактный уровень мышления.

Давайте посмотрим, какая есть схема этого мышления. Т.е. мышление делится на практическое, которое в свою очередь делится наглядно действенное – операции с предметами и наглядно-образное, когда операции происходят с образами предметов, с нашими представлениями о них.

И теоретическое, которое, в свою очередь делится на образное, опять же, более абстрактное представление образов, чем в практическом наглядно-образном, которое заточено на решение каких-то конкретных задач.

В теоретическом наиболее абстрактный уровень это понятийное мышление: операции и с понятиями с идеями, с представлениями. Обычно, в практической жизни, человек чаще всего сталкивается с практическим наглядно-действенным или наглядно-образным решением.

Когда же мы говорим об обучении нам необходимо развивать теоретическое, и образное и понятийное мышление. Поэтому эта способность человека развивается постепенно, за время обучения в школе. Прежде всего, через занятия математикой и другими естественно-научными предметами.

Юность всегда характеризуется временем идей, временем всяких чаяний и пожеланий на свою будущую жизнь
Юность всегда характеризуется временем идей, временем всяких чаяний и пожеланий на свою будущую жизнь

Наибольшего своего расцвета способность человека абстрактно думать развивается в юношеские годы, начиная лет приблизительно с 14-15. Поэтому юность всегда характеризуется временем идей, временем всяких чаяний и пожеланий на свою будущую жизнь.

Когда вы приходите на занятия, переключение должно происходить с практического вида мышления на теоретическое. Иногда это вызывает некоторые сложности. Но если вы будете понимать, какие задачи и какие цели перед вами стоят и осознанно это делать, то это будет гораздо легче.

Говоря о теоретическом понятийном мышлении, мы, прежде всего, должны сказать о такой науке как логика. Логика на протяжении долгого времени развивалась в русле философских знаний.

Логика была наукой о мышлении, постигающей суть вещей. Т. е. не просто в научном мире описание каких-то качеств предмета, но то, что является истинным, а что является ложным.

Немецкий философ Иммануил Кант говорил: "Логика есть искусство, которое упорядочивает и связывает мысли. Люди ошибаются именно потому, что им не достает логики."

Логика – это тот аппарат, который был разработан в русле греческой мысли и со временем был распространен достаточно широко по всему образованному миру. Каким же образом логика связана с мышлением?

Логика - это наука о законах и операциях правильного мышления.

Для логических задач по математике зачастую не нужны специальные математические знания. Нужно умение отличать главную информацию от второстепенной.

Логика опирается на определенные абстрактные представления, которые, конечно, формируются в нашем мышлении. Другими словами, мы имеем какие-то понятия, которые у нас закреплены.

Например, когда я говорю кошка, я знаю, что вы представляете себе совершенно конкретное животное, умеющее мяукать и любящее лазать по деревьям. Эти понятия сформированы у нас на протяжении долгого времени жизни.

Логика берет из этих понятий только определенные какие-то свойства для того, чтобы иметь способность обобщить эти понятия и построить взаимоотношения между ними. На этом основаны почти все наши классификации.

Если вы вспомните уроки биологии, когда вы проходили животный мир, вам сразу рассказывали о том, какая есть классификация животных, к каким отрядам, к каким семействам они относятся. Чтобы вам было понятно, каким образом вы можете рассуждать о том огромном многообразии природы, которое вы видите вокруг.

В основе любого доказательства всегда лежит логика
В основе любого доказательства всегда лежит логика

Логика также лежит в основе такого явления, как доказательства. Наиболее часто мы сталкивались с доказательством в геометрии, когда нам нужно было доказать какие-то теоремы.

Доказательство – это определенная структура рассуждений, которая ведет к выводам, ложным или истинным. Поэтому логическое мышление часто используется для выделения каких-то обобщенных выводов, для того, чтобы сформулировать соотношение между определенными научными истинами.

Нам нужно помнить, что логика – это тот инструмент, который помогает нам донести свою собственную мысль до кого-то другого. Нам не только нужно рассказать те мысли, которые сейчас пришли в нашу голову, но то откуда они появились и какие понятия они в себе используют.

Изучение логики в различных ее вариантах, которые сейчас доступны и в интернете и в учебниках будет очень полезно для людей любого уровня развития, профессии и образованности.

В обучении нужно учиться рассуждать наиболее четко, быть ясными в своих формулировках и иметь терпение последовательно излагать ход мысли. Это те приемы, которые помогают делать общение и обучение наиболее эффективным.

Если Вас заинтересовала данная статья, ставьте лайк и подпишитесь на канал. А также оставьте Ваш комментарий.