Найти тему

Стабильность на постном масле

Стабильность на постном масле

Я не очень хорошо отношусь к стабильности. И значительно лучше – к нестабильности со знаком «плюс». К той самой, которая укладывается в лоно определения «динамичное развитие». И даже к постепенному росту от абсолютного нуля стабильности я отношусь с симпатией. А вот линейную стабильность, которая является таковой лишь в силу божественных обстоятельств, но представляется едва ли не вертикальным взлетом, где любое отклонение от курса может вызвать обрушение всей системы в отрицательные тартарары, мягко говоря, не приемлю.

Складывается ощущение, что мое неприятие будет только нарастать, и не нужно быть провидцем, чтобы это понять. Простаку сложно на глаз отличить алмаз от обычной стекляшки, зато он безошибочно определит подвох, когда ему под видом мяса предложат его ощущение или пуще того – муляж. Подобные трюки не могут быть серийными.

К такому выводу я пришел во время простой обеденной трапезы. Вернее, перекуса продуктом быстрого приготовления, который порой заменяет собой полноценный обед у занятого человека. Оговорюсь сразу, ел я такое не в первый и, несмотря на сделанные позднее открытия, не в последний. Настоящему голоду покорны твердыни любых обязательств.

Я намеренно купил продукт под известной торговой маркой. Прежде он подарил мне несколько приятных минут. Что подарил желудку, не помню, но точно ничего особо запоминающегося, и это главное. Как сейчас помню тот первый вкус, который дарил блюду «настоящий гуляш по-венгерски». Да пусть простят меня венгры, я нашел этот вкус «настоящим». Куплен продукт был (это важно) за 120 рублей.

Сегодня же это был «обед с натуральным мясом» – так было заявлено на упаковке. Пластмассовая чашка с сублимированным гарниром, в данном случае картофельным пюре и пакетиком с мясной подливкой, не предвещала, кажется, особых потрясений. Но они были. В металлизированном пакетике с «куриным филе» мне открылось… действительно куриное филе, доведенное, правда, до того пограничного состояния, когда, даже очень удивившись, ни один из регуляторов рынка не смог бы найти в содержимом что-то не куриное и что-то – не филе. В соусе точно были кусочки курицы, их было два, и они были ну несуразно малы: в моем представлении само слово «филе» выглядит значительно аппетитнее. Была и мелкая куриная взвесь, которая эту двоицу окружала.

Знаете, о чем я подумал тогда, практически по-карцевски? О том, что в прошлый раз те, по 120 рублей с гуляшом по-венгерски, были ну очень большие. А эти, по 160 рублей сегодня, ну очень маленькие!

Теперь без шуток. Что, думаю, изменилось за эти годы (интервал между покупками максимум 2 года) в стране, если продукт стал на треть дороже, изрядно потеряв в весе? Признаюсь, и прежние 120 рублей за этот «обед с натуральным мясом» были слишком хорошей ценой. И я внезапно осознал – виной всему стабильность в нашем сермяжном понимании. Следуя ее законам, продукт еще до попадания в рот потребителя усыхает неслыханным образом, вырастая в цене. И инфляция здесь далеко не главный виновник таких метаморфоз.

Бизнес в стране устроен так, что у деловых людей (я не имею в виду подвижников) нет никакого желания сделать мне приятное. Им не важны мои переживания по поводу тех больших и этих маленьких кусочков. Все, что им важно, чтобы я подошел и купил их продукт, хотя бы еще раз. Я это сделал. И если кто-​то другой (уже не я) купит этот продукт еще через год, он
наверняка увидит там еще меньше мяса при большей цене. Таким образом, бизнесмен возместит прибыль от выбывшего из ряда почитателей его продукции покупателя. Их будет час от часу все меньше, но предприниматель будет стойко задирать цену, надеясь хоть что-​нибудь заработать.

Вот это и есть стабильность. Гибкая хорда в теле бизнеса. Только путем стабильно наращиваемого обмана можно добиться временного успеха. Все уже давно смирились с тем, что у нас все, что начинается за здравие, заканчивается за упокой. И это называется стабильностью.

Сначала вам предложат пирожок с мясом. Потом там же, тем же продавцом, но уже с ливером, по той же цене. Затем добавят чуточку сои – что-​то маржа невелика! Потом добавки и вовсе вытеснят мясо.

Или понадобится кредит. Кто в нем заинтересован больше? Ну что за вопрос, конечно, вы, ведь это не мы к вам с предложением, а вы к нам с нижайшей просьбой. Вот вам, берите, пользуйтесь. А снизу, малюсенькими буквами, приписка не в твою пользу. Ну да что поделаешь, гражданин, читать нужно. Ну и что, что выйдешь ты неудовлетворенным, за тобой очередь. И это тоже стабильность.

В системе общей государственной стабильности частная стабильность бизнеса смотрится вполне органично. Стабильность нехороших предчувствий. Бизнес в постоянном ожидании, что в такой динамично позиционирующей себя стране обязательно что-то изменится. Откорректируют систему налогообложения, проведут решительную, с ног на голову, пенсионную реформу, потребуются новые деньги на защиту от внутреннего врага, на проведение чемпионата мира по хоккею на траве в Анадыре в 2026 году, на переименование полиции в охранку… Стабильная шаткость бытия. При всей окружающей стабильности у честного бизнесмена не остается способов заработать. Даже просто работать и то не остается. Многие, пытаясь накормить себя и свои коллективы, срываются и встают на путь жесткой оптимизации. Начинают недокладывать, недодерживать, недоговаривать, недосматривать. То есть выверять тон деятельности предприятия с общим камертоном стабильности.

В маленьком кусочке мяса отражается вся наша жизнь. Если где-то за границей ты можешь рассчитывать не только на пирожное по прежней цене, но также на бонус от заведения, то у нас каждая следующая покупка становится все более дорогой вряд ли более вкусной. Это и есть стабильность? Если это она, то какая-​то постная.