Нормативно-правовой акт (НПА) – это официальный юридический документ, созданный компетентными органами государственной власти, который содержит общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Нормативно-правовой акт является основным источником права в романо-германской правовой системе.
Признаки НПА:
1.НПА представляет собой письменный документ. Он имеет письменную форму и соответствующие реквизиты: статус акта (закон, подзаконный ПА), дата его принятия, регистрационный №, наименование акта, обозначение органа, принявшего акт, подпись правомочного должностного лица и др. Отсутствие любого реквизита является основанием для признания его недействительным.
2.НПА исходит от субъектов правотворчества. Он принимается только компетентными органами государства, органами местного самоуправления, органами управления организации, а также полномочными должностными лицами.
3.НПА содержит правовые нормы. Основным элементом НПА являются правовые нормы, в которых закрепляются предписания общего характера и правила поведения, при помощи которых регулируются общественные отношения.
Классификация НПА производится по разным основаниям.
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на:
- законы (законы РФ и законы субъектов РФ);
- подзаконные акты;
- международные договоры и соглашения;
- внутригосударственные договоры.
Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ.
Законы РФ принимаются в виде:
⁃ законов РФ о поправках к Конституции РФ;
⁃ федеральных конституционных законов;
⁃ федеральных законов (в том числе кодексов).
Подзаконные акты – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
Международные договоры – нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.
В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то при-меняются правила международного договора.
Внутригосударственные договоры – нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:
⁃ нормативные акты государственных органов;
⁃ нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, и т.п.);
⁃ нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
⁃ нормативные акты, принятые на референдуме.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:
⁃ общефедеральные;
⁃ нормативные акты субъектов Российской Федерации;
⁃ нормативные акты органов местного самоуправления,
⁃ локальные нормативные акты.
В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как:
⁃ нормативные акты неопределенно-длительного действия;
⁃ временные нормативные акты.
По сфере действия:
⁃ акты внешнего действия – охватывают всех субъектов, кому они адресованы, независимо от их трудовой и служебной деятельности (все законы являются актами внешнего действия);
⁃ акты внутреннего действия – акты, касающиеся только субъектов, входящих в состав определенного министерства, ведомства или организации.