Найти в Дзене

Нормативно-правовые акты: понятие и классификация.

Нормативно-правовой акт (НПА) – это официальный юридический документ, созданный компетентными органами государственной власти, который содержит общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Нормативно-правовой акт является основным источником права в романо-германской правовой системе. Признаки НПА: 1.НПА представляет собой письменный документ. Он имеет письменную форму и соответствующие реквизиты: статус акта (закон, подзаконный ПА), дата его принятия, регистрационный №, наименование акта, обозначение органа, принявшего акт, подпись правомочного должностного лица и др. Отсутствие любого реквизита является основанием для признания его недействительным. 2.НПА исходит от субъектов правотворчества. Он принимается только компетентными органами государства, органами местного самоуправления, органами управления организации, а также полномочными должностными лицами. 3.НПА содержит правовые нормы. Основным элементом НПА являются правовые нормы, в которых закрепляются предписания обще
Нормативно-правовой акт (НПА) – это официальный юридический документ, созданный компетентными органами государственной власти, который содержит общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Нормативно-правовой акт является основным источником права в романо-германской правовой системе.

Признаки НПА:

1.НПА представляет собой письменный документ. Он имеет письменную форму и соответствующие реквизиты: статус акта (закон, подзаконный ПА), дата его принятия, регистрационный №, наименование акта, обозначение органа, принявшего акт, подпись правомочного должностного лица и др. Отсутствие любого реквизита является основанием для признания его недействительным.

2.НПА исходит от субъектов правотворчества. Он принимается только компетентными органами государства, органами местного самоуправления, органами управления организации, а также полномочными должностными лицами.

3.НПА содержит правовые нормы. Основным элементом НПА являются правовые нормы, в которых закрепляются предписания общего характера и правила поведения, при помощи которых регулируются общественные отношения.

Классификация НПА производится по разным основаниям.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на:

- законы (законы РФ и законы субъектов РФ); 

- подзаконные акты;

- международные договоры и соглашения;

- внутригосударственные договоры.

Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. 

Законы РФ принимаются в виде:

 ⁃ законов РФ о поправках к Конституции РФ;

 ⁃ федеральных конституционных законов;

 ⁃ федеральных законов (в том числе кодексов).

Подзаконные акты – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международные договоры – нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то при-меняются правила международного договора.

Внутригосударственные договоры – нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

 ⁃ нормативные акты государственных органов;

 ⁃ нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, и т.п.);

 ⁃ нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

 ⁃ нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

 ⁃ общефедеральные;

 ⁃ нормативные акты субъектов Российской Федерации;

 ⁃ нормативные акты органов местного самоуправления,

 ⁃ локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как:

 ⁃ нормативные акты неопределенно-длительного действия;

 ⁃ временные нормативные акты.

По сфере действия: 

 ⁃ акты внешнего действия – охватывают всех субъектов, кому они адресованы, независимо от их трудовой и служебной деятельности (все законы являются актами внешнего действия); 

 ⁃ акты внутреннего действия – акты, касающиеся только субъектов, входящих в состав определенного министерства, ведомства или организации.