Найти в Дзене

Минеральные краски. Какие минералы художники с давних времён использовали в качестве пигментов?

Знакомство человека со многими минералами еще в глубокой древности началось с их использования в качестве красок. Наскальная живопись, примеры которой современные археологи находят в пещерах, главное тому подтверждение. Сейчас известно более двух десятков минералов-красителей, которые в разные времена использовали живописцы.

Минеральная палитра из моей коллекции. Мел забыла положить))
Минеральная палитра из моей коллекции. Мел забыла положить))

Ярко окрашенные камни привлекали человека всегда. Но не все яркие минералы могут быть красителями. Например, амазонит, обладая привлекательным голубовато-зелёным цветом, красящим пигментом при этом не является. Оказывается, всё дело в цвете порошка, который получается при растирании минерала. Или, по-научному, это называется цвет черты. Цвет черты далеко не всегда совпадает с цветом самого минерала. Так, если растереть амазонит, то порошок получится белый.

Амазонит, образец из моей коллекции. Цвет красивый, но пигментом не является, т.к. при растирании даёт белый порошок.
Амазонит, образец из моей коллекции. Цвет красивый, но пигментом не является, т.к. при растирании даёт белый порошок.

Знакомство с минеральными пигментами начнем с охры. Охрой называют цвет от светло-жёлтого до коричнево-жёлтого и тёмно-жёлтого. В природе этот пигмент чаще всего представляет собой смесь водной окиси железа с глиной. Это одна из самых древних и наиболее распространённых и дешевых минеральных красок.

-3

Смесь глины с безводным оксидом железа гематитом образует красные железистые охры. Красную охру можно получить обжиганием жёлтой охры: водная окись железа, теряя воду, превращается в безводную (гематит). Повышенное содержание оксида железа (до 60%) придает охре яркий красный цвет и называется железным суриком.

Фото из музея ЦНИГР им. Чернышева, СПб.
Фото из музея ЦНИГР им. Чернышева, СПб.

Охры по составу бывают разные и в зависимости от количества содержащегося в них оксида железа у них разные оттенки. Например, желто-коричневая охра называется сиеной, а коричневая – умброй. Цвета «сиена» и «умбра» названы в честь города Сиена и области Умбра в Италии, где раньше добывали эти пигменты.

Фото из музея ЦНИГР им. Чернышева, СПб.
Фото из музея ЦНИГР им. Чернышева, СПб.

Фото из музея ЦНИГР им. Чернышева, СПб.
Фото из музея ЦНИГР им. Чернышева, СПб.

Красно-коричневая охра именуется мумией. Она состоит из каолинита с большим содержанием равномерно распределённых в нём тонкодисперсных частиц гематита. В России минеральную краску под названием «мумия» начали добывать с первой половины 18 века в Новгородской и Ярославской землях. Использовалась она очень широко и в больших количествах.

Кроме железистых, бывают сурьмяные и мышьяковые охры. Сурьмяная охра – стибиконит. Этот гидроксооксид сурьмы образует землистые агрегаты и порошковые массы светло-желтого и кремового цвета.

В качестве красок используются и глины. Их расцветки в природе разнообразны. Есть белая глина – каолин. Бывают розовые, светло-коричневые, светло-серые и зеленоватые глины. В отличие от охр их цвет более тусклый.

Мел, мергель и доломит - тоже минеральные краски белого цвета или светлых тонов.

Минеральные краски белого цвета и светлых тонов готовятся на основе мела, мергеля и доломита. Фото из музея ЦНИГР им. Чернышева, СПб.
Минеральные краски белого цвета и светлых тонов готовятся на основе мела, мергеля и доломита. Фото из музея ЦНИГР им. Чернышева, СПб.

В качестве черной краски использовались уголь, графит, шунгит, битумы.

Ярко-зелёную краску получали из малахита. Оттенки этот карбонат меди даёт очень эффектные: от изумрудно-зеленого до яблочно-зеленого. Невероятно красивая медная зелень была известна в Древнем Египте и Китае, а европейскими живописцами использовалась вплоть до 1800 года. Потом на смену ей постепенно пришли синтетические зеленые пигменты.

Фото не очень получилось. Так выглядит малахитовый порошок, из которого делали очень красивую зелёную краску.
Фото не очень получилось. Так выглядит малахитовый порошок, из которого делали очень красивую зелёную краску.

А синюю получали из другого карбоната меди – азурита. Чем крупнее был помол, тем ярче синий цвет. А более мелкий помол давал светло-голубой цвет с чуть зеленоватым оттенком. Краски на основе азурита были известны с античных времен, но особенную популярность завоевали среди европейских художников 15-17 веков.

Иногда синий цвет азуритового пигмента в результате химической реакции на полотнах зеленел, азурит превращался в малахит. Тут мнения исследователей расходятся: одни утверждают, что зеленеет краска на основе искусственно полученного азурита. Получали его осаждением содой из растворов медных солей, например, хлорида меди. И именно краска с искусственным азуритом была нестабильна, синий азурит постепенно превращался в зеленый атакамит, а не малахит. По мнению других ученых, переход азурита в сходный по структуре малахит возможен, но при определенных условиях: во влажных помещениях при взаимодействии со щелочью. Тем не менее, факт остается фактом: часть полотен с использованием азуритового пигмента позеленела, а другие сохранили свой цвет.

Но вот, что точно не вызывает сомнений, азуритовую краску нежелательно смешивать с серосодержащими (аурипигмент, реальгар, киноварь и т.д.) и кадмийсодержащими пигментами , так как она почернеет.

Ганс Гольбейн «Портрет дамы с белкой», ок. 1526–8 гг. Фон на этой картине выполнен синей краской на основе азурита. Со временем цвет приобрел зеленоватый оттенок. Фото из открытых источкиков.
Ганс Гольбейн «Портрет дамы с белкой», ок. 1526–8 гг. Фон на этой картине выполнен синей краской на основе азурита. Со временем цвет приобрел зеленоватый оттенок. Фото из открытых источкиков.

Краску из азурита называли синяя зола, медная лазурь, горная синяя, а на Руси её знали, как «голубец». Впрочем, у нас это было собирательное название для всех синих красок.

Источником голубовато-зелёной краски с античных времён служил глауконит. Это минерал из группы гидрослюд подкласса слоистых силикатов. В сухом виде он мягкий и рассыпчатый, а во влажном - умеренно жирный на ощупь. Твёрдость его всего 2-3 балла по шкале Мооса. Глауконит легко перетирается и является одним из самых стойких пигментов, не подверженных внешним воздействиям с течением времени. Его названия: зелёная охра, зелёная земля, зелёная глина, а у нас в стране глауконитовая краска была известна как «празелень». В зависимости от месторождений, краска имела различные оттенки цвета и в Европе она часто называлась по местности наиболее известных месторождений глауконита (итальянская Верона, остров Кипр, Богемия, Тироль)– веронская, кипрская, богемская, тирольская земля. При прокаливании приобретает красновато-коричневый цвет. Эту краску назвали «жжёная зелёная земля».

Глауконит - источник голубовато-зелёной краски. Фото из музея ЦНИГР им. Чернышева, СПб.
Глауконит - источник голубовато-зелёной краски. Фото из музея ЦНИГР им. Чернышева, СПб.

Еще одну зеленую краску получали из волконскоита. Это глинистый минерал с высоким содержанием хрома, образуется как продукт выветривания серпентинита. Значительные его скопления, достаточные для разработки, сосредоточены на территории Западного Приуралья - в Пермском крае, Кировской области и Удмуртии. Насколько мне известно, нигде в мире таких месторождений больше нет, они уникальны. Хром окрашивает этот минерал в глубокий спокойный и стойкий цвет. В краске он имеет оттенки от бутылочно-зелёного до яркого изумрудно-зелёного и образует красивые смеси с жёлтыми и коричневыми охрами. Иногда его цвет напоминает глауконитовую краску. Волконскоит также с успехом заменял дорогую малахитовую зелень.

Образцы волконскоита и порошок этого минерала-пигмента. Фото из музея ЦНИГР им. Чернышева, СПб.
Образцы волконскоита и порошок этого минерала-пигмента. Фото из музея ЦНИГР им. Чернышева, СПб.

Официально минерал был открыт в первой половине 19 века, но художники и иконописцы использовали в своих работах этот стойкий зелёный пигмент за несколько веков до открытия волконскоита, как самостоятельного минерала. По некоторым данным эта краска использовалась при написании икон Новгородского Софийского Собора в 11 веке. В 20 веке из волконскоита делали зеленую краску, которой покрывали броню танков и орудий. В 60-е годы прошлого века знаменитый Пабло Пикассо обратился к советским геологам с просьбой передать ему образцы этого минерала, чтобы он мог приготовить яркую насыщенную краску для своих картин. Просьба была выполнена. И по мнению историков-искусствоведов поздние картины Пикассо написаны с использованием зелёной краски на основе волконскоита. Вот как например, эта картина.

Волконскоит в творчестве художников. Картина Пабло Пикассо «Женщина в шляпе», 1971 год. Фото из открытых источников.
Волконскоит в творчестве художников. Картина Пабло Пикассо «Женщина в шляпе», 1971 год. Фото из открытых источников.

В качестве золотисто-жёлтой краски применялся аурипигмент (сульфид мышьяка). Само название, от латинского aurum - золото и pigmentum – краска, говорит само за себя. Согласно историческим сведениям, использовать этот минерал в качестве краски начали на Востоке еще в 4 веке до н.э. Им пользовались художники и иконописцы всех школ и эпох вплоть до позднего Возрождения. Краска из аурипигмента известна под разными названиями – арсеник, арсеникон, золотая краска, королевская жёлтая. В зависимости от размера частиц при растирании, этот минерал даёт цвет от лимонно- жёлтого до оранжевого.

В ассоциации с аурипигментом на месторождениях встречается другой сульфид мышьяка – реальгар. Его тоже использовали в живописи, но в качестве оранжево-красного пигмента. При работе с сернистым мышьяком надо быть осторожным: не вдыхать его пыль, мыть руки и следить, чтобы не попал в пищу. Представления о чрезмерной ядовитости красок на основе аурипигмента и реальгара сильно преувеличены. А вот при смешивании с медными и свинцовыми красками, они могли подпортить работу художников, так как от такого соединения чернели.

Фото из музея ЦНИГР им. Чернышева, СПб.
Фото из музея ЦНИГР им. Чернышева, СПб.

Неповторимая красная краска на основе сульфида ртути киновари долгое время пользовалась неизменным успехом у художников и особенно иконописцев. Цвет этой краски варьируется от оранжевого до глубокого красного и во многом зависит от размера частиц. Чем тоньше размол киновари, тем ярче ее цвет. На оттенки влияют примеси и степень кристалличности сырья. По утверждениям специалистов, крупнокристаллическая киноварь даёт малиновый оттенок («голубиная кровь»), а мелкозернистая - классический ярко-алый. В Россию (до открытия своих месторождений) киноварь завозили из Испании, Австрии и Китая. Особенно ценилась китайская, она отличалась глубоким тёмно-красным цветом и называлась китайский вермильён.

Киноварь служила пигментом для красной краски. Образец из моей коллекции.
Киноварь служила пигментом для красной краски. Образец из моей коллекции.

Розовый цвет можно получить добавлением к киновари кварца или кальцита (мрамора) в определённом количестве.

Ценный поделочный камень лазурит в качестве синего пигмента в красках использовался с глубокой древности, в культовых росписях Древнего Египта, на Арабском Востоке и в Античной Греции и Риме. Но наиболее широкое распространение он получил в искусстве эпохи Возрождения. Пигмент из лазурита был очень дорогим и редким, так как долгое время его добывали только в Афганистане.

Лазурит из Афганистана ценился не только как поделочный камень, но и как синий пигмент для дорогой краски ультрамарин.
Лазурит из Афганистана ценился не только как поделочный камень, но и как синий пигмент для дорогой краски ультрамарин.

Кроме территориальной удаленности, долгой и трудной логистики, очень важным в выборе лазурита, как пигмента, было качественное сырьё без вредных примесей. Вкрапления пирита дают в порошке черный цвет и в итоге краска может иметь грязновато-синий оттенок. Лазурит был доступен только для самых богатых и влиятельных художников того времени. Синяя краска ультрамарин встречается на полотнах таких великих художников, как Леонардо Да Винчи, Рафаэль и Микеланджело .

"Тайная вечеря", Леонардо Да Винчи, 15 век. Роспись в монастыре в Милане темперными красками по грунту из свинцовых белил. Фото из открытых источников.
"Тайная вечеря", Леонардо Да Винчи, 15 век. Роспись в монастыре в Милане темперными красками по грунту из свинцовых белил. Фото из открытых источников.

Согласно историческим сведениям, для росписи фресок Ферапонтова монастыря в Новгороде в 15 веке лазурит покупали по цене золота.

Фиолетовую краску получали прокаливанием лазурита. Но тут главное не переусердствовать и соблюдать технологию и температурный режим. Чрезмерное прокаливание лазурита приведет к тому, что он потеряет свою окраску и станет серым.

Еще один синий пигмент даёт известный минерал вивианит, водный фосфат железа.

Порошок из вивианита. Фото из музея ЦНИГР им. Чернышева, СПб.
Порошок из вивианита. Фото из музея ЦНИГР им. Чернышева, СПб.

Эту краску называли синяя железная руда или синяя болотная руда. Образуется вивианит в больших количествах в осадочных сидеритовых месторождениях железа. Землистые порошковатые скопления этого минерала часто встречаются в низинных торфяных болотах. Свежеизвлечённый вивианит имеет светло-зелёную окраску, либо бесцветен, но, окисляясь на воздухе, меняет свой цвет вплоть до цвета индиго (тёмно-синего).

Образец кристаллов вивианита очень темного синего цвета, на фото выглядят почти чёрными. Фото из Минералогического музея СПбГУ, август 2023г.
Образец кристаллов вивианита очень темного синего цвета, на фото выглядят почти чёрными. Фото из Минералогического музея СПбГУ, август 2023г.

Этот минерал образуется в природе в виде призматических кристаллов, радиально-лучистых агрегатов, а также в скрытокристаллическим виде: землистые массы, корки, желваки. И именно этот тип «аморфной» скрытокристаллической формы выделения подходит для использования в качестве пигмента минеральных красок. Он легко перетирается и может использоваться в любых смесях, но боится извести. Из отрицательных свойств: может приобретать зеленоватый оттенок и выцветать.

Гематит - один из самых распространённых минеральных пигментов. Из него получаются красный и красно-коричневый цвета. Образец из моей коллекции.
Гематит - один из самых распространённых минеральных пигментов. Из него получаются красный и красно-коричневый цвета. Образец из моей коллекции.

Как приготовить минеральную краску, люди придумали очень давно. Самая простая минеральная краска представляет собой размолотый в пыль пигмент и связующее вещество ( например, желток куриного яйца, разбавленный водой). Связующим может быть воск или масла (льняное, маковое), животный жир или мёд. В натуральные краски добавляют и другие компоненты. Например, кварц в виде кварцевой пудры. Добавление 5-20% кварца улучшает качество многих минеральных красок, тон становится более холодным. Уже на этапе перетирания раскварцовка облегчает работу с вязкими, жирными и слоистыми минералами.

Редкий минерал диоптаз тоже использовался для получения бирюзового, голубовато-зелёного цвета в минеральных красках. Смотрите цвет на рисунке с выкрасками ниже. Образец диоптаза из моей коллекции.
Редкий минерал диоптаз тоже использовался для получения бирюзового, голубовато-зелёного цвета в минеральных красках. Смотрите цвет на рисунке с выкрасками ниже. Образец диоптаза из моей коллекции.

Чтобы сориентироваться в минеральной палитре приведу такой рисунок с выкрасками минералов-пигментов. Его автор, минералог и художник, Виктор Слётов. По краю окружности цвет нанесен густо, чистым пигментом, а в продолжении сегмента, ближе к центру, этот же пигмент, но с добавлением кварца и в более тонком нанесении.

Выкраски минералов снизу вверх по часовой стрелке: Гематит — «сметанник», Гематит — «кровавик», Киноварь, Реальгар, Вад, Лимонит, Ярозит, Аурипигмент, Вивианит, Лазурит, Азурит, Диоптаз, Малахит, Хлорит, Глауконит (железистый, «холодный»), Глауконит (магнезиальный, «тёплый»).
Выкраски минералов снизу вверх по часовой стрелке: Гематит — «сметанник», Гематит — «кровавик», Киноварь, Реальгар, Вад, Лимонит, Ярозит, Аурипигмент, Вивианит, Лазурит, Азурит, Диоптаз, Малахит, Хлорит, Глауконит (железистый, «холодный»), Глауконит (магнезиальный, «тёплый»).

По составу пигмента-красителя минеральные краски и их промышленные месторождения делятся на:

  1. Железооксидные (гематит, гётит)
  2. Глинистые (охра, волконскоит)
  3. Силикатные (глауконит)
  4. Карбонатные (мел, известняк)
  5. Сульфатные (ангидрит)
  6. Сажистые (графит, природная сажа, шунгит)
Крокоит - минерал-пигмент для получения оранжевой краски. Образец из моей коллекции.
Крокоит - минерал-пигмент для получения оранжевой краски. Образец из моей коллекции.

Ниже в таблице собраны основные минеральные пигменты и цвета, которые из них получаются.

-29

При создании определенного цвета может использоваться один минеральный порошок или их различные комбинации. Смешивание позволяет добиться необходимого оттенка.

Краски на основе минерального сырья широко используются и сегодня. Некоторые минералы-пигменты, о которых я рассказала в этой статье, сохранили свое значение в качестве красителей на протяжении всей человеческой истории и остаются актуальными в настоящем. А некоторые уже не используются в производстве красок или применяются крайне редко в основном для реставрационных работ.