Знакомство человека со многими минералами еще в глубокой древности началось с их использования в качестве красок. Наскальная живопись, примеры которой современные археологи находят в пещерах, главное тому подтверждение. Сейчас известно более двух десятков минералов-красителей, которые в разные времена использовали живописцы.
Ярко окрашенные камни привлекали человека всегда. Но не все яркие минералы могут быть красителями. Например, амазонит, обладая привлекательным голубовато-зелёным цветом, красящим пигментом при этом не является. Оказывается, всё дело в цвете порошка, который получается при растирании минерала. Или, по-научному, это называется цвет черты. Цвет черты далеко не всегда совпадает с цветом самого минерала. Так, если растереть амазонит, то порошок получится белый.
Знакомство с минеральными пигментами начнем с охры. Охрой называют цвет от светло-жёлтого до коричнево-жёлтого и тёмно-жёлтого. В природе этот пигмент чаще всего представляет собой смесь водной окиси железа с глиной. Это одна из самых древних и наиболее распространённых и дешевых минеральных красок.
Смесь глины с безводным оксидом железа гематитом образует красные железистые охры. Красную охру можно получить обжиганием жёлтой охры: водная окись железа, теряя воду, превращается в безводную (гематит). Повышенное содержание оксида железа (до 60%) придает охре яркий красный цвет и называется железным суриком.
Охры по составу бывают разные и в зависимости от количества содержащегося в них оксида железа у них разные оттенки. Например, желто-коричневая охра называется сиеной, а коричневая – умброй. Цвета «сиена» и «умбра» названы в честь города Сиена и области Умбра в Италии, где раньше добывали эти пигменты.
Красно-коричневая охра именуется мумией. Она состоит из каолинита с большим содержанием равномерно распределённых в нём тонкодисперсных частиц гематита. В России минеральную краску под названием «мумия» начали добывать с первой половины 18 века в Новгородской и Ярославской землях. Использовалась она очень широко и в больших количествах.
Кроме железистых, бывают сурьмяные и мышьяковые охры. Сурьмяная охра – стибиконит. Этот гидроксооксид сурьмы образует землистые агрегаты и порошковые массы светло-желтого и кремового цвета.
В качестве красок используются и глины. Их расцветки в природе разнообразны. Есть белая глина – каолин. Бывают розовые, светло-коричневые, светло-серые и зеленоватые глины. В отличие от охр их цвет более тусклый.
Мел, мергель и доломит - тоже минеральные краски белого цвета или светлых тонов.
В качестве черной краски использовались уголь, графит, шунгит, битумы.
Ярко-зелёную краску получали из малахита. Оттенки этот карбонат меди даёт очень эффектные: от изумрудно-зеленого до яблочно-зеленого. Невероятно красивая медная зелень была известна в Древнем Египте и Китае, а европейскими живописцами использовалась вплоть до 1800 года. Потом на смену ей постепенно пришли синтетические зеленые пигменты.
А синюю получали из другого карбоната меди – азурита. Чем крупнее был помол, тем ярче синий цвет. А более мелкий помол давал светло-голубой цвет с чуть зеленоватым оттенком. Краски на основе азурита были известны с античных времен, но особенную популярность завоевали среди европейских художников 15-17 веков.
Иногда синий цвет азуритового пигмента в результате химической реакции на полотнах зеленел, азурит превращался в малахит. Тут мнения исследователей расходятся: одни утверждают, что зеленеет краска на основе искусственно полученного азурита. Получали его осаждением содой из растворов медных солей, например, хлорида меди. И именно краска с искусственным азуритом была нестабильна, синий азурит постепенно превращался в зеленый атакамит, а не малахит. По мнению других ученых, переход азурита в сходный по структуре малахит возможен, но при определенных условиях: во влажных помещениях при взаимодействии со щелочью. Тем не менее, факт остается фактом: часть полотен с использованием азуритового пигмента позеленела, а другие сохранили свой цвет.
Но вот, что точно не вызывает сомнений, азуритовую краску нежелательно смешивать с серосодержащими (аурипигмент, реальгар, киноварь и т.д.) и кадмийсодержащими пигментами , так как она почернеет.
Краску из азурита называли синяя зола, медная лазурь, горная синяя, а на Руси её знали, как «голубец». Впрочем, у нас это было собирательное название для всех синих красок.
Источником голубовато-зелёной краски с античных времён служил глауконит. Это минерал из группы гидрослюд подкласса слоистых силикатов. В сухом виде он мягкий и рассыпчатый, а во влажном - умеренно жирный на ощупь. Твёрдость его всего 2-3 балла по шкале Мооса. Глауконит легко перетирается и является одним из самых стойких пигментов, не подверженных внешним воздействиям с течением времени. Его названия: зелёная охра, зелёная земля, зелёная глина, а у нас в стране глауконитовая краска была известна как «празелень». В зависимости от месторождений, краска имела различные оттенки цвета и в Европе она часто называлась по местности наиболее известных месторождений глауконита (итальянская Верона, остров Кипр, Богемия, Тироль)– веронская, кипрская, богемская, тирольская земля. При прокаливании приобретает красновато-коричневый цвет. Эту краску назвали «жжёная зелёная земля».
Еще одну зеленую краску получали из волконскоита. Это глинистый минерал с высоким содержанием хрома, образуется как продукт выветривания серпентинита. Значительные его скопления, достаточные для разработки, сосредоточены на территории Западного Приуралья - в Пермском крае, Кировской области и Удмуртии. Насколько мне известно, нигде в мире таких месторождений больше нет, они уникальны. Хром окрашивает этот минерал в глубокий спокойный и стойкий цвет. В краске он имеет оттенки от бутылочно-зелёного до яркого изумрудно-зелёного и образует красивые смеси с жёлтыми и коричневыми охрами. Иногда его цвет напоминает глауконитовую краску. Волконскоит также с успехом заменял дорогую малахитовую зелень.
Официально минерал был открыт в первой половине 19 века, но художники и иконописцы использовали в своих работах этот стойкий зелёный пигмент за несколько веков до открытия волконскоита, как самостоятельного минерала. По некоторым данным эта краска использовалась при написании икон Новгородского Софийского Собора в 11 веке. В 20 веке из волконскоита делали зеленую краску, которой покрывали броню танков и орудий. В 60-е годы прошлого века знаменитый Пабло Пикассо обратился к советским геологам с просьбой передать ему образцы этого минерала, чтобы он мог приготовить яркую насыщенную краску для своих картин. Просьба была выполнена. И по мнению историков-искусствоведов поздние картины Пикассо написаны с использованием зелёной краски на основе волконскоита. Вот как например, эта картина.
В качестве золотисто-жёлтой краски применялся аурипигмент (сульфид мышьяка). Само название, от латинского aurum - золото и pigmentum – краска, говорит само за себя. Согласно историческим сведениям, использовать этот минерал в качестве краски начали на Востоке еще в 4 веке до н.э. Им пользовались художники и иконописцы всех школ и эпох вплоть до позднего Возрождения. Краска из аурипигмента известна под разными названиями – арсеник, арсеникон, золотая краска, королевская жёлтая. В зависимости от размера частиц при растирании, этот минерал даёт цвет от лимонно- жёлтого до оранжевого.
В ассоциации с аурипигментом на месторождениях встречается другой сульфид мышьяка – реальгар. Его тоже использовали в живописи, но в качестве оранжево-красного пигмента. При работе с сернистым мышьяком надо быть осторожным: не вдыхать его пыль, мыть руки и следить, чтобы не попал в пищу. Представления о чрезмерной ядовитости красок на основе аурипигмента и реальгара сильно преувеличены. А вот при смешивании с медными и свинцовыми красками, они могли подпортить работу художников, так как от такого соединения чернели.
Неповторимая красная краска на основе сульфида ртути киновари долгое время пользовалась неизменным успехом у художников и особенно иконописцев. Цвет этой краски варьируется от оранжевого до глубокого красного и во многом зависит от размера частиц. Чем тоньше размол киновари, тем ярче ее цвет. На оттенки влияют примеси и степень кристалличности сырья. По утверждениям специалистов, крупнокристаллическая киноварь даёт малиновый оттенок («голубиная кровь»), а мелкозернистая - классический ярко-алый. В Россию (до открытия своих месторождений) киноварь завозили из Испании, Австрии и Китая. Особенно ценилась китайская, она отличалась глубоким тёмно-красным цветом и называлась китайский вермильён.
Розовый цвет можно получить добавлением к киновари кварца или кальцита (мрамора) в определённом количестве.
Ценный поделочный камень лазурит в качестве синего пигмента в красках использовался с глубокой древности, в культовых росписях Древнего Египта, на Арабском Востоке и в Античной Греции и Риме. Но наиболее широкое распространение он получил в искусстве эпохи Возрождения. Пигмент из лазурита был очень дорогим и редким, так как долгое время его добывали только в Афганистане.
Кроме территориальной удаленности, долгой и трудной логистики, очень важным в выборе лазурита, как пигмента, было качественное сырьё без вредных примесей. Вкрапления пирита дают в порошке черный цвет и в итоге краска может иметь грязновато-синий оттенок. Лазурит был доступен только для самых богатых и влиятельных художников того времени. Синяя краска ультрамарин встречается на полотнах таких великих художников, как Леонардо Да Винчи, Рафаэль и Микеланджело .
Согласно историческим сведениям, для росписи фресок Ферапонтова монастыря в Новгороде в 15 веке лазурит покупали по цене золота.
Фиолетовую краску получали прокаливанием лазурита. Но тут главное не переусердствовать и соблюдать технологию и температурный режим. Чрезмерное прокаливание лазурита приведет к тому, что он потеряет свою окраску и станет серым.
Еще один синий пигмент даёт известный минерал вивианит, водный фосфат железа.
Эту краску называли синяя железная руда или синяя болотная руда. Образуется вивианит в больших количествах в осадочных сидеритовых месторождениях железа. Землистые порошковатые скопления этого минерала часто встречаются в низинных торфяных болотах. Свежеизвлечённый вивианит имеет светло-зелёную окраску, либо бесцветен, но, окисляясь на воздухе, меняет свой цвет вплоть до цвета индиго (тёмно-синего).
Этот минерал образуется в природе в виде призматических кристаллов, радиально-лучистых агрегатов, а также в скрытокристаллическим виде: землистые массы, корки, желваки. И именно этот тип «аморфной» скрытокристаллической формы выделения подходит для использования в качестве пигмента минеральных красок. Он легко перетирается и может использоваться в любых смесях, но боится извести. Из отрицательных свойств: может приобретать зеленоватый оттенок и выцветать.
Как приготовить минеральную краску, люди придумали очень давно. Самая простая минеральная краска представляет собой размолотый в пыль пигмент и связующее вещество ( например, желток куриного яйца, разбавленный водой). Связующим может быть воск или масла (льняное, маковое), животный жир или мёд. В натуральные краски добавляют и другие компоненты. Например, кварц в виде кварцевой пудры. Добавление 5-20% кварца улучшает качество многих минеральных красок, тон становится более холодным. Уже на этапе перетирания раскварцовка облегчает работу с вязкими, жирными и слоистыми минералами.
Чтобы сориентироваться в минеральной палитре приведу такой рисунок с выкрасками минералов-пигментов. Его автор, минералог и художник, Виктор Слётов. По краю окружности цвет нанесен густо, чистым пигментом, а в продолжении сегмента, ближе к центру, этот же пигмент, но с добавлением кварца и в более тонком нанесении.
По составу пигмента-красителя минеральные краски и их промышленные месторождения делятся на:
- Железооксидные (гематит, гётит)
- Глинистые (охра, волконскоит)
- Силикатные (глауконит)
- Карбонатные (мел, известняк)
- Сульфатные (ангидрит)
- Сажистые (графит, природная сажа, шунгит)
Ниже в таблице собраны основные минеральные пигменты и цвета, которые из них получаются.
При создании определенного цвета может использоваться один минеральный порошок или их различные комбинации. Смешивание позволяет добиться необходимого оттенка.
Краски на основе минерального сырья широко используются и сегодня. Некоторые минералы-пигменты, о которых я рассказала в этой статье, сохранили свое значение в качестве красителей на протяжении всей человеческой истории и остаются актуальными в настоящем. А некоторые уже не используются в производстве красок или применяются крайне редко в основном для реставрационных работ.