Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Высококолесный английский велосипед Rudge 1887 года - один из самых совершенных дорожных велосипедов своей эпохи.

Какие ассоциации возникают практически у любого человека от словосочетания «антикварный велосипед»? Обычно перед внутренним взором представляется несуразный высококолесный велосипед - «паук», он же «пенни-фартинг». У большинства людей, родившихся в СССР, на ум приходят кадры из знаменитого фильма «Цирк» 1936 года с Любовью Орловой в главной роли, где по арене затейно катаются трое старичков под веселую песню со словами: «шик, блеск, красота, тра-та-та, тра-та-та…». Хотя на самом деле «пауки» отнюдь не являлись первым типом веломашин – им предшествовали «костотрясы» 1860-х годов и «дрезины» 1810-30-х. Но именно высококолесным аппаратам мы обязаны появлением велосипедной индустрии в современном понимании, которое включает в себя серийное производство, определенные стандарты и передовые технологии своего времени. Эпоха высококолесных велосипедов длилась сравнительно недолго – с начала 1870-х по конец 1880-х годов, но в эти два десятилетия в обществе сложились начатки вполне четкой вело

Какие ассоциации возникают практически у любого человека от словосочетания «антикварный велосипед»? Обычно перед внутренним взором представляется несуразный высококолесный велосипед - «паук», он же «пенни-фартинг». У большинства людей, родившихся в СССР, на ум приходят кадры из знаменитого фильма «Цирк» 1936 года с Любовью Орловой в главной роли, где по арене затейно катаются трое старичков под веселую песню со словами: «шик, блеск, красота, тра-та-та, тра-та-та…».

Хотя на самом деле «пауки» отнюдь не являлись первым типом веломашин – им предшествовали «костотрясы» 1860-х годов и «дрезины» 1810-30-х. Но именно высококолесным аппаратам мы обязаны появлением велосипедной индустрии в современном понимании, которое включает в себя серийное производство, определенные стандарты и передовые технологии своего времени. Эпоха высококолесных велосипедов длилась сравнительно недолго – с начала 1870-х по конец 1880-х годов, но в эти два десятилетия в обществе сложились начатки вполне четкой велокультуры, основные элементы которой мы наблюдаем и сейчас. Велосипед из забавы эксцентричных богачей постепенно стал превращаться в транспортное средство, инструмент для автономных путешествий, спортивный снаряд и повод для общения людей. Именно на ту эпоху пришлись первые массовые велосоревнования, длительные велопутешествия, формирование велосипедных клубов, использование велосипеда для утилитарных общественных целей (доставки почты, боевых донесений, транспортировки грузов и т.п.). В 1870-80-х годах были изобретены и получили массовое распространение основные технические принципы, применяемые и сейчас в велопромышленности – рамы из металлических труб, колеса с проволочными натяжными спицами, вращающиеся части на шарикоподшипниках, механизмы свободного хода и перемены передач и т.п. Тогда же сложился облик основных элементов велосипеда, в последующие годы прошедших множество усовершенствований, но сохранивших принципиальную схему. Появление в конце 1880-х годов так называемого «безопасного велосипеда» вывело конструкцию веломашины на новый виток технической эволюции, результат которой мы наблюдаем в современных байках, но… основа как велосипедной индустрии, так и конструирования была заложена именно в «эпоху высококолесников».

Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Собственно, из этих исторических предпосылок, а также эстетической и технической привлекательности следует интерес современных коллекционеров и технических музеев к высококолесным веломашинам 1870-80-х годов. В настоящее время в России известно около 40 экземпляров велосипедов - «пауков», хранящихся в музеях и частных собраниях. Из них 9 находятся в коллекции Веломузея. К появлению некоторых из подобных экспонатов в государственных музеях мне также довелось иметь непосредственное отношение.

Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В этой статье я расскажу об одном из ярких экспонатов коллекции Веломузея – английском высококолесном велосипеде Rudge №3, изготовленном в 1887 году. Этот экземпляр интересен как с точки зрения конструкции, так и своей историей.

Модель Rudge №3 - это дорожная машина, рассчитанная на езду по дорогам разного качества, в том числе и грунтовым. Понятно, что по мягкому грунту в принципе ехать на велосипеде – «пауке» невозможно, но уплотненная грунтовая поверхность для него вполне проходима. Можно также успешно ехать по деревянным торцовым мостовым, а при достаточном навыке - даже по мощеным булыжным улицам. В свое время эта машина считалась одной из самых надежных и легких в этом классе и пользовалась большой популярностью, как в Европе, так и за океаном. В Российской Империи она также пользовалась значительным успехом. Рама велосипеда имеет трубчатый «хребет» переменного сечения и заднюю вилку из штампованных из листа «половинок». Передняя вилка из овальных труб также переменного сечения. Переднее колесо диаметром 52 дюйма обуславливает «ростовку» велосипеда – он удобен для ездока ростом 170-175 см. Руль трубчатый, с деревянными рукоятками. Колеса имеют радиальную заспицовку, причем спицы вкручиваются во фланец втулки. Ширина массивных литых покрышек 22 мм. Седло на металлическом каркасе снабжено кожаной покрышкой на подкладке из конского волоса. В качестве амортизатора седла используется листовая рессора. Для облегчения посадки на задней части рамы слева размещена небольшая подставка для ноги. Велосипед снабжен единственным тормозом на покрышку переднего колеса. Колеса и педали вращаются на шариковых подшипниках, причем ось переднего колеса покоится на регулируемых шарикоподшипниках запатентованной в 1878 году Дэниелом Раджем конструкции, обеспечивающей легкий ход машины.

Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В целом, велосипед имеет весьма рациональную конструкцию, превосходное качество исполнения и отличные ходовые свойства.

В коллекцию Веломузея этот велосипед попал в середине 2000-х годов при довольно интересных обстоятельствах, о которых я рассказал в отдельной публикации:

Я хотел бы рассказать об истории бренда Rudge, оставившего, как и его создатель, чьим именем он была назван, значительный след в истории техники.

Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Дэниел Радж (Daniel Rudge; 1841 – 1880), родился в январе 1841 года в английском городе Вулверхэмптоне графства Уэст-Мидлендс. О детских годах Дэниела Раджа информации очень немного. Известно, что в юности он служил в 38-м пехотном полку, а после возвращения в родной город открыл трактир и гостиницу "Тайгер Инн" на Черч-стрит. В то же время его армейский товарищ Генри Кларк (Henry Clarke) основал компанию по производству экипажных колес под названием "Колесные заводы Темпл-стрит" (Temple Street Wheel Works). В 1865 году Дэниел женился на Мэри Энн Клифт. У них родилось трое детей: Мириам, Гарри Джордж и Фредерик. Будучи опытным и квалифицированным механиком, Дэниел Радж заинтересовался входившими в тогда в моду велосипедами благодаря своему другу Уолтеру Филлипсу (Walter Phillips), который слыл увлеченным велосипедистом, и вышеупомянутому Генри Кларку, основавшему в 1868 году компанию Cogent Cycle Company.

В 1869 году Уолтер Филлипс и Джордж Прайс (George Price) решили заняться производством велосипедов. Прайса в первую очередь интересовала коммерческая сторона производства велосипедов, в то время как Филлипс был увлечен инженерной частью дела. Партнеры понимали, что для успешного производства велосипедов им необходим квалифицированный механик, который возьмет на себя техническую реализацию их идеи. Они обратились к Дэниелу Раджу с просьбой изготовить велосипед, разработанный Филлипсом. Они заключили договор, и вскоре Радж начал производство велосипедов типа «костотряс» в небольшой мастерской, расположенной во дворе отеля "Тайгер Инн". Колеса для велосипедов поставлял Генри Кларк. В 1874 году Радж перешел на изготовление высококолесных велосипедов. Эти машины были характерны для своего времени – колеса с толстыми проволочными спицами вращались на подшипниках скольжения, нуждающихся в постоянной смазке и имевших большой коэффициент трения.

Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Известна история, что некий француз, познакомившийся с Генри Кларком во время его армейской службы, навестил его, приехав на велосипеде французского производства. Дэниел Радж и Генри Кларк попробовали прокатиться на этом велосипеде и были поражены легкостью хода. Говорят, что они напоили французского гостя, а потом разобрали велосипед, чтобы выяснить его конструкцию. Оказалось, что колеса вращались на шариковых подшипниках, а не на распространенных тогда подшипниках скольжения (бронзовых втулках).

Дэниел Радж не только стал использовать шарикоподшипники, но и усовершенствовал конструкцию, изобретя регулируемые подшипники для передних колес высоких велосипедов. В 1878 году он получил на эту конструкцию британский патент и она быстро получила распространение, поскольку значительно повышала эффективность и легкость хода. Радж внес еще немало инноваций в конструкцию своих велосипедов и машины под маркой Rudge получили славу самых быстрых в Англии. В 1878 году за свои велосипеды, оснащенные патентованными колесными подшипниками и изобретенными им педалями на шарикоподшипниках, Радж был награжден золотой медалью на Лондонском велошоу - первой тематической выставке, организованной велосипедным клубом Стэнли.

Патентованные регулируемые шарикоподшипники конструкции Дэниела Раджа. Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Патентованные регулируемые шарикоподшипники конструкции Дэниела Раджа. Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Патентованные регулируемые шарикоподшипники конструкции Дэниела Раджа. Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Патентованные регулируемые шарикоподшипники конструкции Дэниела Раджа. Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Известно, что Радж посетил знаменитого французского велосипедиста Шарля Террона во время его визита в Англию. Террон был настолько впечатлен легкостью показанного ему велосипеда, что купил гоночную машину Rudge. Триумфальные победы в гонках, воспетые рекламой, обернулись огромным спросом на велосипеды.

Производство расширялось и в компании, которая теперь базировалась на близлежащей Бишоп-стрит, в 1878 году работало уже более 100 человек. Нагрузка и ответственность пагубно сказались на здоровье Дэниела Раджа, в результате чего он заболел и умер от рака в лондонской больнице 26 июня 1880 года в возрасте 39 лет.

Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Дэниел Радж навеки остался в истории велотехники, как изобретатель регулируемых шариковых подшипников на колесах и педалях, пустотелых ободов и легких и одновременно жестких колес с тангенциальными спицами.

После смерти Дэниела Раджа его вдова Мэри продолжала управлять делами Rudge Сycle до ноября 1880 года, когда стало окончательно ясно, что справиться с этой задачей ей не по силам, после чего она при содействии Уолтера Филлипса продала компанию предпринимателю Джорджу Вудкоку (George Woodcock) из Ковентри. Соглашение о продаже включало передачу патента Раджа на регулируемые шарикоподшипники; в обмен на это новый владелец обеспечивал регулярную пенсию для Мэри Радж.

Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Джордж Вудкок также приобрел обанкротившуюся фирму Haynes & Jefferis и объединил со своей компанией Tangent and Coventry Tricycle Company. Собрав воедино все три производства, Вудкок образовал компанию D. Rudge & Co, базирующуюся в Ковентри на Трафальгар-стрит.

В 1885 году компания получила наименование «D. Rudge & Co. Ltd». 21 октября 1887 года компания была преобразована в акционерное общество с капиталом 200000 фунтов стерлингов под названием Rudge Cycle Co Ltd, Coventry. Уолтер Филлипс был управляющим, а Х. Дж. Лоусон (Lawson H. J.) - менеджером по продажам. Стоддард и Лаверинг (Stoddard & Lovering) из Бостона, штат Массачусетс, были торговыми агентами в США.

Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

С 1887 года компания начала выпуск «безопасных велосипедов» собственной конструкции с цепным приводом и колесами одинакового диаметра. В мае 1891 года умер Джордж Вудкок. Это событие совпало с падением спроса на велосипеды и для компании наступили тяжелые времена. В 1894 году Rudge Cycle Co Ltd была продана бирмингемской компании Whitworth Cycle Co. После объединения была образована Rudge Whitworth Ltd.

Компания Rudge Whitworth существовала вплоть до 1960-х годов, заняв одно из ведущих мест в истории не только велосипедной, но также автомобильной и мотоциклетной техники. Всемирную известность приобрели мотоциклы Rudge, выпускавшиеся с 1911 по 1946 год, а также спортивные быстросъемные автомобильные колеса с проволочными спицами под маркой Whitworth, появившимися в 1907 году. Фирма Rudge Whitworth была известна своими инновациями в конструкции двигателей и трансмиссий, а также успехами в гонках, в том числе и знаменитой Tourist Trophy.

Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный английский велосипед Rudge модели №3, изготовленный в 1887 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Примечательно, что продукция компании Rudge в Российской Империи и Советском Союзе была известна под именем «Рудж», вопреки английским правилам произношения. Под этим названием в России получили популярность как велосипеды, так и мотоциклы этой английской марки.

Посмотрите публикацию, посвященную одному из сильнейших мотогонщиков Российской Империи Борису Кремлеву, ездившему на мотоцикле Rudge и участвовавшему на нем в знаменитой гонке Tourist Trophy:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Страница рекламного проспекта московского Торгового Дома "Абачин и Орлов", торговавшего в России велосипедами Rudge. 1892 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница рекламного проспекта московского Торгового Дома "Абачин и Орлов", торговавшего в России велосипедами Rudge. 1892 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Так выглядели заводы Rudge в начале 1890-х годов. Страница рекламного проспекта московского Торгового Дома "Абачин и Орлов", торговавшего в России велосипедами Rudge. 1892 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Так выглядели заводы Rudge в начале 1890-х годов. Страница рекламного проспекта московского Торгового Дома "Абачин и Орлов", торговавшего в России велосипедами Rudge. 1892 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.