В эти дни идут дискуссии между представителями различных политических партий. Общий смысл - размышления о будущем России, но, к сожалению, некоторые дискуссии переходят в формат, как в анекдоте, когда человек позвонил в прачечную, а по ошибке попал в Институт культуры. Дискутёр сказал, что он не понимает, зачем обсуждать такое понятие, как «культурный код». Он сказал, что 80% населения понятия не имеют об этом определении. Если задуматься, достаточно часто произносится это словосочетание. Выделяются государственные гранты, подаются заявки на грантовые конкурсы на государственные деньги. Среди самых популярных тематических направлений, указанных в заявках, на первом месте «Культурный код». Под этим подразумевается проведение мероприятий, концертов в игровой форме. «Культурный код» - понятие больше цифровое. Есть двоичный код, генетический код, а это культурный код.
Сергей Михеев: Насчет культурного кода, я не очень понимаю, зачем русский язык засорять формами, словосочетаниями, которые непонятны подавляющему большинству населения. Когда это делается, всегда хочу спросить у наших политиков, экспертов, чиновников: с кем вы разговариваете? К кому обращаетесь, когда пользуетесь этими словами? Вы хотите себе (или друг другу) показаться умнее? Хотите выглядеть просвещенными в среде своей тусовки? Вы привыкли общаться с иностранными представителями, но вы все-таки работаете со своим населением, народом. Если он не понимает того, что вы ему говорите, зачем это делать? Я уверен, что нигде и никто юридического определения понятию «культурный код» не дал.
Даются государственные гранты. А что это означает? Где-нибудь есть четкая, понятная, точная, объемная расшифровка этого понятия? Вы определились с понятиями, терминами? Не уверен. Даже если вы в своей узкой профессиональной среде и определились с этими вещами, то, если это непонятно большинству населения, применять это нельзя. Потому что вы таким образом вводите в заблуждение или имеете возможность для двойных, тройных объяснений, трактовок (если говорить об иностранных словах) уплывающего из рук смысла.
Что касается культурного кода, то можно примерно понять это как культурные нормы, которые исторически являются устойчивыми для населения страны. Но люди это не понимают. Вы совершенно правы, что код – это цифровое обозначение: код на входной двери в подъезд или для подтверждения платежа. Как это соотносится с тем, что принято называть культурой? Код – это короткое цифровое обозначение, пароль, шифр. К культуре, которая является огромным, объёмным понятием, какое это имеет отношение? Что вы имеете в виду? Можете разложить по пунктам? Мне кажется, что это кривляние, попытка нагнать красивость, заумность, попытка интересничать, привлекать к себе внимание: «Мы такие умные - это культурный код». А что Вы, Павел, можете сказать о культурном коде?
Надо рассматривать с точки зрения менталитета.
Сергей Михеев: Я считаю, что эта заумь, которая большому количеству людей непонятна, ни к чему. Особенно если речь идет о предвыборных дискуссиях, то надо понимать, что вы обращаетесь к избирателю. Избиратель - это усредненный обыватель; он должен точно понимать, о чём идет речь. В противном случае можно развести такие «туманы над рекой», что будет непонятно! Например, в дискуссии о культурном коде можно говорить о чём угодно, потому что непонятен предмет разговора.
В том числе о цифровых технологиях.
Сергей Михеев: О цифровых технологиях тоже, потому что Вы говорите о коде; о культуре, потому что Вы говорите о культурном коде; «я его понимаю так, а вы его понимаете вот так». О чём идёт речь? Это попытка что-то изобразить с умным лицом, но в данном случае она не очень уместна.
Со своим народом надо разговаривать на понятном для него языке. Он должен быть литературным и не должен содержать нецензурную лексику. Речь идёт о сбережении языка, и массовое распространение нецензурной лексики делает нас более дикими. Одно дело, если речь идет о собрании профессионалов: идет обсуждение, «мозговой штурм», и вы понимаете речь друг друга, вы специалисты и понимаете, о чем говорите. А если вы обращаетесь ко всему населению России, вы разговариваете со средним человеком (не в смысле, что он «глупый», - это такое усреднённое понятие). Он должен чётко вас понимать, вы должны уметь доносить свою мысль. А внедрение непонятных слов – это или попытка скрыть реальный смысл происходящего, или неуважение к тем, с кем вы разговариваете, когда вы решили человека закидать умными словами, при этом проявляя к нему неуважение.
Выставляете его глупцом.
Сергей Михеев: Очень часто, чтобы показаться более умным, насыщают свою речь большим количеством непонятных иностранного происхождения слов (или не до конца понятных, или неправильно применяемых). Это тоже культурный код - неправильное применение слов, которое вводит человека в заблуждение.
Я в «Яндексе» забил «культурный код» как термин. Первое, что он мне выдал(почему-то с белорусского сайта разъяснение): «Культурный код – это некий набор культурных ценностей».
Сергей Михеев: А почему не сказать о ценностях?
Культурные ценности, но нужен код.
Сергей Михеев: Только в Белоруссии это знают.
Если дальше прокрутить, тут «проблема понимания в праве, культурные коды, системы предметной объективизации смыслов». Это уже российские сайты пишут.
Сергей Михеев: Сделайте лицо попроще - и люди к вам потянутся. Разговаривайте с людьми на понятном, четком, литературном русском языке. Они поймут. Вам не надо будет для этого прятать смыслы за какими-то непонятными словами. Очень часто люди, которые жонглируют этими терминами, сами до конца не могут объяснить, в чём дело.