И зачем оператору, автору коммерческих видеороликов навыки режиссуры?
Минимальный набор компетенций для самостоятельного производства видео - это владение операторскими навыками и навыками видеомонтажа. Однако это не означает, что автор видео в процессе создания ролика не прибегает к компетенциям других профессий, таких как саунд-дизайнер, колорист, дизайнер компьютерной графики и так далее. Как саунд-дизайнер он находит звуки и музыку для видео, интегрирует их в ролик, как колорист осуществляет цветокоррекцию, как дизайнер анимирует титры, создаёт другие графические оформительские элементы в программе After Effects.
Но что он делает как режиссёр? В чём режиссура низкобюджетных коммерческих заказов, когда у тебя нет ни актёров, ни съёмочной команды в целом?
Режиссура необходима в организации материала и в способе его изложения в создаваемом сюжете, который рассказывает нам какую-либо историю. Приведу один пример из личной практики.
Был заказ на создание экспресс-ролика для участия в корпоративном конкурсе компании. Каждый филиал должен был представить своё видео о том, как их сотрудники выполняют спортивные упражнения. Условие: упражнения для всей страны одинаковые. Заказчик предоставил исходные данные:
- лейтмотив конкурса - 80-е годы;
- есть 3 упражнения, которые нужно выполнить;.
- есть несколько локаций внутри бизнес-центра на выбор;
- есть люди, которые будут участвовать в видео;
- на всю работу отведено 72 часа, иначе ролик не успеет к конкурсу.
Первое, что приходит в голову: снять, как сотрудники компании делают упражнения, добавить музыку и стилизовать под 80-е. Но интересно ли будет на это смотреть? В этой задумке нет истории и нет развития, за чем будет наблюдать зритель? Хотелось все эти предлагаемые обстоятельства "упаковать" в увлекательный сюжет.
Сотрудники компании - довольно спортивные ребята, но отдельно на их фоне выделялся Константин. Понятно было, что его участие в ролике будет выглядеть комично, но пообщались и стало понятно, что человек он с юмором и не против пошутить, значит, можно будет сыграть на противопоставлении "неспортивного" Константина всем остальным.
Но этого, мне казалось, мало. Что мы знаем о конкурсе? Он проводится по всей России, следовательно, выделиться можно спецификой нашего города. Вспоминаем одни из главных стереотипов: Петербург - это самый культурный город России, а также город, в котором нет солнца и процветают коммунальные квартиры. Почему бы это всё не обыграть?!
Для Константина, который является антиподом остальных героев, выбираем локацию — коммунальную квартиру. Чем визуально отличается коммунальная квартира? Конечно, кухней, где в ряд стоят плиты, это уже говорит о том, что здесь живёт далеко не одна семья. Если мне нужно показать героя на кухне, значит, он должен что-то готовить. Самое простое блюдо - яичница. Если все ребята подтянутые, одеты в красивую спортивную форму, то Константин должен быть в майке-алкоголичке и в трико с вытянутыми коленками. Попросил героя соответствовать этому образу.
Продолжаем создавать историю. Уравновесить образ холостяка, который не очень следит за собой, было решено наличием дорогого автомобиля с водителем. То есть деловой человек, в хорошем пиджаке приезжает домой и меняется как только входит в квартиру. Почему бы ему не соответствовать стереотипному образу петербуржца, который живёт в убогой коммуналке, но при этом ездит на Мерседесе. Это, конечно, не соответствует действительности, но если так думает вся страна, зачем её разочаровывать. Итак, Константин приготовил еду, должен её есть, а по требованию заказчика он должен ещё и делать упражнения, и всё это в коммуналке. Сцена готова.
Чтобы он делал упражнения со всеми, пусть он всех смотрит по телевизору. Тут-то мне и пригодилась первоначальная идея со стилизацией видео под 80-е. Константин сидит и смотрит советскую телепередачу по советскому телевизору. Сначала я планировал купить телевизор, но продавцы с Авито не берут трубку, на сообщения не отвечают, а времени мало. Пришлось знакомого монтажёра попросить "нарисовать" телевизор и "вставить" в него изображение, стилизованное под 80-е.
Гимнастика в стиле советской телепрограммы должна иметь соответствующий закадровый голос. Тут же прошу участников описать упражнения, которые они выполняли, отправляю это всё знакомому автору, получаю текст, написанный с чувством юмора, и отправляю его диктору. Прикладываю диктору ссылку на ютуб на советскую гимнастику и прошу начитать так же. Диктор и прочитал по-актёрски, и сам стилизовал аудио под 80-е.
Сцена с обтиранием снегом зимой была предложена самими участниками ролика. Причём первое, что они сказали, когда мы в снегопад пришли на Заячий остров к Петропавловской крепости было: "Кто это придумал раздеться в такую холодину в центре города и ещё обтираться снегом?" Слава богу, не я! Я и так много дичи разной придумал, но эта идея не моя, повезло)))
Собрали первый вариант ролика. Понимаю, что плохо. Пока Константин не начал смотреть телевизор, вообще не понятно, что происходит. Просто под музыку сцена смотрелась плохо: кадры Питера, кто-то едет на Мерседесе. Звоню знакомому автору, тому, что умеет писать тексты с чувством юмора, отдаю готовый видеоряд и прошу написать текст в стиле "наша раша". Это, мол, Питер (думаю, будет хорошо смотреться в конкурсной программе, где участвует вся страна), а это, мол, Константин. И добавь ещё, говорю ему, пару слов про купание зимой в проруби. Я вспомнил, что в архиве у меня есть кадры, где моржи купаются у Петропавловской крепости в мороз, да и нужно было привязать как-то сцену с обтиранием снегом.
Готовый текст сразу скидываю другому знакомому диктору, чтобы голоса в ролике были разные. Полученный закадровый накладываю на смонтированный видеоряд, немного подгоняю звуковую и видео "дорожки". Что-то показалось затянутым – выкинул, где-то поменял местами текст и т. д. Успеваю накинуть несколько звуков под открывание двери, шаги, приготовление яичницы и всё... Время.
Можно по разному относиться к этому ролику. Кому-то понравится, кому-то нет. Не важно. Важно то, что довольно часто можно поставленную заказчиком задачу преобразить, дополнить, обогатить, обыграть. Снять её так, чтобы самому получать удовольствие от процесса и, возможно, от результата.
В данном посте я привёл лишь один пример, как навыки режиссуры способствуют автору в производстве видео, помогают создать историю там, где, на первый взгляд, её нет. Но есть ещё коммуникация между оператором и режиссёром, монтажёром и режиссёром, многие другие аспекты.
Поддержите нашу работу в группе «Циничный оператор» в разделе «поддержать автора». Это поможет нам развивать группу и делать больше интересных материалов.
Время записи дикторского голоса с момента отправки моего сообщения до момента получения записанного трека - от 2 часов до 3 часов в обоих случаях. Стоимость записи одного дикторского голоса - 3000 рублей.
Лега Максим