В преддверии 23 февраля – дадим здесь несколько подборок советской баталистики.
Ввиду того, что мы воевали в первой половине XX века много, а если ещё точнее – воевали (поневоле, так вышло) больше всех на планете – этот опыт дал нам и беспрецедентную военную литературу (лучшую в мире; я знаю о чем говорю), беспрецедентную военную поэзию (лучшую в мире), невероятную военную песню (лучшую в мире) и целый (огромный) ряд блистательных работ наших баталистов.
Главными темами стали на целый век Гражданская, Великая Отечественная и национальная история (Рюриковичи, борьба с Ордой, казачество, Пётр, Суворов, герои 1812 года – основные направления).
Впрочем, про баталистов Отечественной надо заметить одну удивительную вещь. Все мы знаем феномен песни военных лет. Эта песня вся насквозь пронизана войной – а самой войны, «битвы» – там, как правило, нет.
В сущности, то же самое явила нам и военная живопись. Она никогда не упивается видом кровавой жатвы. Она почти избегает её.
Нет, мы умели рисовать и саму войну непосредственно: кошмарные виды боёв удавались советским художникам как мало кому.
Но основная тема военной живописи всё-таки иная.
Это – вера и преодоление. Это нестерпимая мука, которую надо вынести с честью.
Очень часто картины эти пишутся, словно иконы. От них ощущение – как от икон!
Так что начнем понемногу разбираться с этим потрясающим наследством.
Заодно заметим, что добрая половина советских живописцев, писавших войну, – сами фронтовики. Именно у них авторам нашего современного военного кино надо было учиться «ставить кадр». Но авторы современного военного кино решили, что «в Голливуде лучше знают».
Хотя это уже не наша тема.
Наша тема – вот эти работы.