Найти тему
Шривас Пандит ДАС

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИЗНАЧАЛЬНОМУ ПРА-ЯЗЫКУ

"Дорогие люди и джентльмены, большое вам спасибо за то, что пригласили меня, чтобы рассказать о Востоке и Западе", - так Шрила Прабхупада начинает свою лекцию в Калькутте для индо-американского общества (31.01.1973). Далее он объясняет, что с духовной точки зрения не существует таких понятий, как Восток и Запад. "Подобно тому, как Солнце восходит на Востоке и заходит нааде" - мы же не можем сказать, что есть два солнца - одно восточное и другое западное. Почему же люди проводят различия между востоком и западом? Шрила Прабхупада говорит: "Это происходит из-за недостатка знания. Почему возникает недостаток знания? Потому что мы находимся под влиянием телесной концепции жизни".

Мы привыкли отождествлять себя с телом. В Махабхарате говорится, что существует пять видов тьмы (Панча-Андхакара):

1. Мы думаем, что наше тело это и есть душа.

2. Поскольку нет разницы между телом и душой, наша цель - обрести чувственные удовольствия.

3. Поскольку мы думаем, что тело - это всё для нас, мы хотим полюбить весь материальный мир.

4. Поскольку природа этого мира временная, мы испытываем нежелательные беспокойства.

5. Чтобы избавиться от беспокойств, мы создаём философию. Но мы размышляем не об Абсолютной истине, а о чём-то другом, и таким образом, мы уходим всё дальше от истины.

Мы сейчас переживаем крах науки. Об этом можно судить по следующим моментам:

1) Казалось бы, люди обладают всеми возможностями для мирной жизни. И в то же время происходит насилие в невиданных масштабах, разрушаются традиции, нищета, катастрофы - всего этого предостаточно. Наука не способна решить человеческие проблемы.

2) Люди не знают, как установить мир ни с помощью науки, ни с помощью религии. Организация Объединённых Наций продолжает увеличивать количество флагов. Это означает, что ушла научная основа мира и процветания.

3) Одна из самых серьёзных проблем сегодня - это то, что люди не способны найти общий язык между собой. На это указывает огромное количество самоубийств, которых стало больше после появления интернета и видеоигр. Интернет наполняется спорами и вульгарными словами. Всё это означает, что ушла глубокая научная основа языка, на котором говорят люди.

4) Сама идея, что дух произошёл из материи, зашла в тупик. Появляется множество учёных, которые признают существования Бога или доказывают превосходства духа над материей.

5) Всё меньше людей доверяет теории Дарвина. Растёт авторитет ведического знания.

6) Если ещё полвека назад наука занималась более фундаментальными вопросами, то сегодня она полностью растворилась в технологиях, чтобы облегчить процесс удовлетворения чувств. Знание стало обслуживать телесные потребности.

Стремиться к удовлетворению чувств могут и животные. Но Веды объясняет, что человек обладает более высоким уровнем сознания. Более того, в далеком прошлом существовала по-настоящему гармоничная Пра-Цивилизация (об этом мы уже рассказывали в предыдущих статьях.), о которой мы забыли.

Что это за современная цивилизация, которой мы пытаемся противопоставить наше учение? Многие скажут, что её идея пришла с Запада, но это не совсем так. Ещё не так давно существовало различие между Востоком и Западом, и Азия считалась отсталой и недоразвитой. Но при этом Восток притягивал западных исследователей своей духовной глубиной и чистотой традиции. Сегодня разница между Востоком и Западом постепенно стирается. Можно сказать сказать, что Восток и Запад теперь говорят на одном языке, но что это за общение? Это язык чувственных наслаждений, основанный на невежестве. Поэтому становится всё больше несчастных людей.

Маленький ребёнок учится говорить, и вместе с языком он начинает постигать этот мир: слышать, видеть, задавать вопросы, передавать информацию. Всё, что нам нужно - это заново научиться говорить, и для этого нам нужно найти слова, подходящие для всех и каждого.

Каково предназначение языка? Древнейшее произведение Вед, Брахма-Сутра, начинается именно с этого: Атхато-брахма-джигьяса - "Теперь, когда ты стал человеком, пора задавать вопросы об Абсолютной истине". Таким образом, согласно Ведам, человеку свойственно размышлять о первопричине всего творения. Для этого ему нужны слова. В Библии также говорится, что "В начале было слово, и слово это было Богом". В "Бхагавад-Гите" Верховная Личность Бога, Господь Кришна говорит: "Я - слог Ом в ведических мантрах" (БГ 7.8). Слог ОМ (А-У-М) - это Омкара (Пранава), специальная биджа (семя), с которой начинаются Веды и из которой возникло всё материальное творение.В другом месте говорится, что Веды - это дыхание Самого Господа Нараяны. Таким образом, Сами Веды - это изначальные слова, и слово является изначальной причиной всего творения.

Современные учёные скажут, что это ненаучно: творение не могло появиться из слова, скорее, оно просто случайно возникло из материи (например, благодаря большому взрыву). Ведь, согласно Дарвину, первобытные люди жили примитивной жизнью. В качестве доказательства вам покажут археологические раскопки, в которых вы увидите лишь кости, черепа, остатки древних жилищ и примитивные орудия труда. Если поставить на одну чашу весов Веды и это археологические артефакты, то любой здравомыслящий человек выберет Веды, потому что Веды сами говорят за себя. Веды называются асамаурдхва - не имеющие себе равных, сварат - самопроявленные, апаурушея - не созданные ни человеком, ни полубогом, а полученные в результате откровения.

Ещё до того, как Вьясадева записал Веды, они передавались изустно с самого начала существования этой вселенной. Сами Веды были записаны на санскрите, и может показаться, что именно санскрит - тот язык, который способен объединить человечество. В действительности, не санскрит, а именно Веды, записанные на санскрите, являются тем самым Пра-языком, который способен объединить человечество.

Веды - этоне просто религиозные тексты. Это именно язык, но не совсем в том смысле, как мы привыкли это понимать. Мы не говорим здесь о грамматике, фонетике, о морфологии. Индуисты превозносят санскрит. Буддисты скажут, что пали является ещё более древним языком, а мусульмане начнут отстаивать арабский язык, на котором был записан Коран. В связи с этим мы хотим привести слова одного великого учёного и святого, у которого в этом году отмечается 150-летие по всему миру. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал: "Невежественные люди занимаются морфологией, наукой о словоформах. А истинные мудрецы занимаются онтологией, наукой об изначальной природе всего сущего".

Поиски изначального языка, который мог бы объединить всё человечество, это не что-то новое. В Библии описано, как началось вавилонское столпотворение. Многоязычие воспринималось многими как преграда к всеобщему единству и братству.

Когда британцы начали колонизацию Индии, они обратили внимание на санскрит и, сравнивая его с другими индоевропейскими языками, пытались развивать теорию о том, что санскрит - это и есть тот самый пра-индоевропейский язык. Так зародилось сравнительное языкознание. Но в действительности, санскрит является пра-языком не в том смысле, как это пытались доказать европейские учёные. Это пра-язык, потому что подавляющее множество святых личностей как в мире людей, так и в мире полубогов (девата), думают и разговаривают на санскрите. Недаром он называется "языком Богов "(деванагари). Однако главное достоинство санскрита не в том, что он сам-с-крита, то есть "хорошо сделанный, очищенный", его достоинство вовсе не в грамматике и не морфологии, а в том, что он включает в себя понятия, которые Вы не обнаружите ни в одном другом языке. Все они приводятся в "Бхагавад-Гите", поведанной Самим Верховным Господом Кришной пять тысяч лет назад. Таким образом, "Бхагавад-Гита" - это ещё и древнейшее священное писание, рассказанное Самим Богом.

Итак, внешняя форма, в действительности, не имеет большого значения. Вы можете говорить на русском, японском или индонезийском, но важно, какой именно смысл Вы вкладываете в свои слова. Проблема человечества не в том, что появилось так много диалектов. Люди не могут понять друг друга во все не по этой причине. Проблема в том, что мы не понимаем ценности Слова как такового. Поэтому слово не объединяет, а наоборот, разъединяет нас друг с другом. Только садху, святые люди, по-настоящему понимают глубинный смысл Слова. Вы можете увидеть, что любой язык приобретает особую ценность, когда на нём начинает разговаривать святая личность. В Ведах приводится пример жителей индийской провинции Бихар, которые всегда считались нецивилизованными дикарями. Однако после того, как в Гайе родился Будда, жители Бихара стали известны как высокодуховные люди. То же самое можно сказать и о Бенгалии: до прихода Господа Шри Чайтаньи Махапрабху эта страна не считалась такой уж и цивилизованной.

С абсолютной точки зрения именно наличие святых мудрецов помогает повысить статус того или иного языка, а вовсе не широта его употребления.

-2

Например, около пяти столетий назад Навадвипа в Бенгалии славилась как столица учёных. Люди увлекались ведическими знаниями и санскритом, при этом утратив главную суть учения Вед. В то время появился Шри Чайтанья Махапрабху, который начал открыто проповедь суть учения Вед. Это невероятно повысило статус бенгальского языка.

В юности Шри Чайтанью Махапрабху звали Нимай Пандит, а также Вишвамбхара, Гаурасундара. Он был невероятно эрудирован и, будучи семилетним ребёнком, работал учителем в школе и обучал детей санскриту. Но как он это делал? Об этом пишет Шрила Бхактисиддханта-Сарасвати Тхакур в комментарии к "Чайтанья-Бхагавате" (Мадхья-кханда, 1.148) (возможно, какие-то слова или выражения покажутся непонятными нашему читателю, но мы решили привести всю цитату целиком, без купюр):

"Как учитель, полностью поглощённый любовью к Кришне, Нимай объяснял в процессе учёбы, что имя Господа Хари было единственным смылом всех сутр, афоризмов и комментариев. Как общепринято, значение каждого слова можно объяснить с трёх точек зрения - видвад-рудхи, общепринятое значение слова согласно просветлённым личностям, садхарана-рудхи - общепринятое значение слова согласно обычным людям, и агья-рудхи - общепринятое значение слова согласно непросвещённым людям. В то время, находясь под воздействием агья-рудхи, мирские учителя грамматики, которые были привязаны к удовлетворению чувств, объясняли каждое слово так, чтобы это помогало чувственным наслаждениям. Из-за своей склонности наслаждаться они не могли понять, что каждый слог и каждое слово стимулируют сознание Кришны и поэтому являются неотличными от Абсолютной Истины.

Гаурасундара объяснял своим ученикам, что человек может обнаружить истинный смысл произведения, обсуждая и изучая его с помощью видвад-рудхи. Далее он объяснял, что полностью запрещено думать о том, что есть какая-то разница между Верховным Господом Вишну и Его трансцендентным святым именем. Где бы человек ни увидел различие между Господом и Его именем, нужно понимать, что такой человек следует агья-рудхи и введён в заблуждение иллюзорной энергией Господа. В то время Вишвамбхара понимал значение слов не иначе, как указание на трансцендентные святые имена, находящиеся в духовном небе. Благодаря чистому, трансцендентному видвад-рудхи, каждый звук, раскрывающийся в духовном мире служения Кришны, является полностью неотличным от Господа и Его Святого имени."

Из этой цитаты становится понятно, что одни и те же слова можно понимать на трёх уровнях:

  1. Агья-рудхи - это понимание на уровне телесной концепции. Именно в этом направлении сегодня движется современная наука. Агья означает "невежество". Нам случалось как-то провести ночь на берегу озера в Индонезии. В то время начинался сезон дождей, и такого хора лягушек мы никогда ещё не слышали. Квакая, самцы пытались привлечь достойную партнёршу. Но чем в таком случае язык человека отличается от языка лягушки, если мы, по сути дела, заняты тем же амым? Веды говорят, что невежество - это стремиться обслуживать своё тело, а именно: в вопросах еды, сна, совокупления, самозащиты. Индонезийские лягушки квакают по-особенному, с ними не сравнятся даже самые продвинутые современные ди-джеи. Но змея, привлечённая этими звуками, уже наготове, и в любой момент она сможет проглотить такую лягушку. При этом происходит удивительный феномен: даже оказавшись в пасти у змеи, лягушка вытягивает свой длинный язык, чтобы поймать какую-нибудь муху, пролетающую мимо. Точно так же, как это змея, Время незаметно подкрадывается к человеку в форме старости и смерти. Собственно, не замечать и не осознавать этого и не делать из этого правильные выводы называется невежеством.
  2. Другой уровень понимания - это садхарана-рудхи, или понимание в рамках обычной человеческой жизни. Это то, что отличает человека от животного. На этом уровне в языке человека появляется одно важное слово - дхарма. Его можно перевести как неотъемлемые качества, природа и обязанности, которые человек выполняет в этом мире: в начале жизни он должен стать учеником, затем - жениться, произвести потомство и потом отойти от дел. Кроме того, в зависимости от качеств и рода деятельности, люди разделяются на четыре класса - брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Это называется варнашрама (организованная система общества из четырёх сословий и четырёх духовных укладов). Очень важно не путать это с кастовой системой, которая основана на телесной концепции жизни и являет собой образец варнашрамы с точки зрения агья-рудхи. Обычное человеческое понимание помогает человеку исполнять обязанности, чтобы жить мирно, гармонично и спокойно. Но на самом деле цель такой жизни - задавать вопросы об Абсолютной истине и стать мудрецом.
  3. Третий уровень понимания - это видвад-рудхи, или понимание мудреца. Язык на этом уровне представляет собой абсолютное понимание вещей. Именно так юный Нимай Пандит обучал своих учеников санскриту. В этом случае каждое слово, которое мы используем, осознаётся нами как святое имя Бога.

Приведём пример из христианской молитвы, которая начинается со слов: "Отче наш! Хлеб насущный даждь нам днесь". Когда-то мы были детьми и повторяли эту молитвы с мыслями о хлебе, еде, деньгах и т.д. С точки зрения агья-руддхи мы думали о Боге как об исполнителя наших заказов. Более того, в современном обществе Бог как таковой уже и не нужен, потому что с поставкой заказов уже прекрасно справляется искусственный интеллект.

Если мы посмотрим с точки зрения садхарана-рудхи, то "хлебом" будет являться служение человека в обществе: своим близким, своей стране, всем живым существом. Поскольку природа души - служить, то все кому-нибудь служат, и таким образом Бог - это тот, кто даёт нам это служении. В этом смысле некоторые люди утверждают: работа - это и есть Бог. Поэтому человек должен заниматься всевозможной деятельностью на благо этого мира. Однако это обычное понимание молитвы "Отче наш".

Самый глубокий, изначальный смысл слова "хлеб" можно понять на уровне видвад-рудхи, где "хлеб" - это "духовная пища". Хлеб для души - это святые имена Бога, прославление Бога. Живое существо является вечным слугой Верховного Господа. Прославление Его святых имён - это одно из самых важнейших видов служения Богу. Когда душа прославляет Бога, повторяя Его святые имена, она испытывает необычайное блаженство, которое невозможно описать на обычном человеческом языке: слов буквально не хватает, чтобы вместить в себя всю глубину этих переживаний.

Невозможно обнаружить изначальный пра-язык с помощью лишь сравнительного языкознания. Например, такие простые слова, как небо, земля, человек, у разных народов могут звучать похожим образом. Сопоставляя грамматику, морфологию и другие признаки, можно реконструировать некий изначальный язык. Однако с самого начала этот подход основан на ошибке. Ведь мы по-прежнему отождествляем себя с телом, и, пытаясь обнаружить источник, мы следуем той же самой телесной логике: собираем информацию, ищем самую раннюю точку на временной шкале, сопоставляем и т.д.. Материальное тело подвержено шести изменениям (шад-викара): оно рождается, развивается, существует какое-то время, производит побочные продукты деятельности (потомство), а затем слабеет и умирает. Современные учёные переносят эти шесть стадий на все объекты этого мира, в том числе и на язык. Такая наука представляет по своей сути "культивированное невежество". С помощью логики можно было бы реконструировать изначальный язык, однако в этом не было бы никакого смысла. Поскольку с точки зрения понятий ничего в этом языке не будет отличаться от современной еды, отдыха, секса и самозащиты. Это четыре принципа даже не человеческой, а животной жизни. Но человек пытается логически обосновать эти четыре вещи, чтобы было ещё больше еды, сна, секса и обороны. Такой подход называется "культивированным невежеством",.

Проблема лингвистики ещё в том, что язык никогда не остаётся прежним и постоянно меняется. Ещё двести лет назад люди говорили совершенно иначе, а пятьсот лет назад существовал уже другой язык. Но в каком случае происходит "застывание" или фиксация? Только когда выстраивается устойчивая понятийная система. В качестве примера мы можем указать тот же самый санскрит.

Сейчас в России много языков, которые находятся в опасности, "засыпают" или умирают. Нет смысла только винить государство в том, что оно не поддерживает развитие малых языков. Конечно, законы в стране играют немаловажную роль. Но это всё равно не спасает полностью от ассимиляции и исчезновения. Проблема не в том, что люди забывают родной язык или что не изучают его в школе, а в том, что существует тенденция перемещаться из деревни в город. Традиционная культура в обычном понимании (садхарана-рудхи) сохранилась лишь в деревне, тогда как в городе присутствует "культивированное невежество" (агья-рудхи). Спасти языки можно, если, например, сформировать обратное движение - из города в деревню. Однако "культивированное невежество" гораздо более популярно, чем просто невежество (слепое следование традиционным ценностям). Сегодня мы видим, как под влиянием городской культуры разрушается семья, забываются народные традиции, общество становится атеистичным. Сама идея отделения государства от религии родилась из этой концепции: отождествление себя с телом (пять видов невежества, о которых мы сказали в начали статьи). Так постепенно разрушается цивилизация: люди покидают деревни и переходят в города, забывая свои традиции и свои национальные языки; города становятся непомерно большими, в них развивается идея потребления и чувственных наслаждений; это приводит к возникновению войн и сверхнового оружия, которое, в конце концов, стирает города с лица земли; в иных случаях они приходят в упадок из-за экологических катастроф, происшедших по вине климатических изменений - результат действия всё той же городской культуры.

Однако если язык сформирует более глубокую понятийную систему, то он станет более устойчивым, поскольку будет нести в себе более высокие ценности, имеющие отношение к вечной духовной культуре. Тогда у человечества появится альтернатива городам, где культивируют невежество, и обычным деревням, где люди слепо следуют традициям. Эта альтернатива - поселения, основанные на стандартах ведического знания. В Индии ради этих целей развивают целые деревни, где говорят только на санскрите. Существуют целые движения по возрождению разговорного санскрита. Однако язык - это вовсе не морфология и синтаксис, а понятийная система. Человечеству нужна абсолютная понятийная система, установленная Верховной Личностью Бога - то, что было описано в Ведах, главным образом, "Бхагавад-Гите" и "Шримад-Бхагаватам". Если все языки мира обновят свою понятийную систему, тогда люди смогут понимать друг друга, даже не зная чужого диалекта. Например, слово "атма" не имеет аналогов нигде. Оно обозначает одновременно ум, тело и душу, Бога, усилия, которые прилагает человек, сердце и т.д. Если человечество сможет понять хотя бы одно это слово, люди всегда смогут договориться друг с другом. При этом совершенно неважно, какой религиозной традиции они следуют. Слово "гуру" состоит из двух слогов: гу - означает "тьма", а ра - "рассеивать". Так что гуру это не просто учитель, а тот, кто рассеивает тьму в в нашем сердце.

Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада проделал этот великий труд - перевёл главные произведения Вед с санскрита на английский, а затем положил начало их переводам на языки народов мира. В процессе стали рождаться новые понятия, которых не существовало раньше в других культурах: они перекочевали из санскрита. Например, слово "карма" после Шрилы Прабхупады стало широко известным по всему миру, хотя прежде оно было в новинку западным людям.

В "Шримад-Бхагаватам" приводится знаменитая "Атмарама-шлока" (1.7.10) - великое изречение, которое доказывает превосходство "Шримад-Бхагаватам" над другими произведениями. Господь Чайтанья Махапрабху привёл шестьдесят одно объяснение этому стиху, основываясь просто на различных значениях санскритских слов. Великий Шрипад Мадхвачарья приводил 100 значений для каждого слова в "Вишну-Сахарсанаме", которая является частью "Махабхараты". Таким образом, точный перевод с санскрита на другие языки - это практически непосильная задача.

Тот же санскрит можно использовать и в совершенно поверхностном смысле - для описания порнографии и нецензурной лексики, что будет вполне понятно для современного человека. Следовательно, важна не столько сама форма, сколько тот смысл, который мы вкладываем в слово. Любой язык способен стать пра-языком, если перевести на него такие произведения, как "Шримад-Бхагаватам" и "Бхагавад-Гиту". И неважно, что это за язык - коми-зырянский, татарский, нанайский, якутский или хантыйский. Если в этих языках сформируется высочайшая понятийная система, они будут ничем не хуже санскрита, и это также спасёт их от вымирания. Мы видим, что за многие тысячелетия санскрит до сих не прекратил своё существование. До сих пор в районе Удупи есть деревни, где испокон веков люди говорят только на санскрите.

Мы же говорили, что люди не понимают ценности слов. В качестве примера мы возьмём личное местоимение "Ты". Каким образом это слово появилось в современном языке? Каков был его изначальный смысл?

На уровне агья-рудхи можно предположить, что местоимение "Ты" было необходимо для обращения к партнёру.

С точки зрения обычного понимания, садхарана-рудхи, слово "Ты" используется для отношения к младшим или очень близким равным, людям своего социального круга.

Однако на абсолютном уровне, видвад-рудхи, становится понятным, что слово "Ты" существовало изначально только для того, чтобы обращаться к Богу, потому что живое существо является Его вечной неотъемлемой частицей. Верховный Господь пребывает в сердце каждого живого существа как локализованный аспект (Сверхдуша) и при этом Он существует в своей личностной форме, к которой можно обратиться напрямую и вести диалог. Когда Верховная Личность Бога предстаёт перед живым существом, то оно обращается к нему на "Ты". Обращение к близкому человеку "Ты" основано именно на этом понимании, поскольку близким может быть тот человек, рядом с кем я ощущаю близость Сверхдуши, кто приближает меня к Верховному Господу.

Здесь уместно привести одну прекрасную молитву из "Шримад-Бхагаватам" (10.63.38):

твам эка а̄дйах̣ пурушо ’двитӣйас

турйах̣ сва-др̣г дхетур ахетур ӣш́ах̣

пратӣйасе ’тха̄пи йатха̄-вика̄рам̇

сва-ма̄йайа̄ сарва-гун̣а-прасиддхйаи

"Ты один и только один — изначальная личность, трансцендентная и самопроявленная. Не имеющий причины, Ты причина всего сущего, верховный повелитель. Но Тебя можно увидеть благодаря переменам, которые претерпевает материя под влиянием Твоей иллюзорной энергии, — переменам, которые Ты Сам позволяешь, чтобы все материальные качества могли проявиться полностью."

В комментарии здесь говорится:

"Под влиянием майи, внешней энергии Господа, материальная природа постоянно меняется (вика̄ра). В этом смысле материальная природа есть асат, «нереальная». Однако Господь, высшая реальность, пребывает во всем, и все сущее является Его энергией. В этом смысле материальные объекты и энергии до какой-то степени реальны. Поэтому одни люди видят одно проявление материальной энергии и думают: «Это реальность», а другие видят другой аспект материальной энергии и воспринимают его реальным. Будучи обусловленными душами, мы покрыты разными наслоениями материальной энергии, а потому описываем Высшую Истину, Верховного Господа, в соответствии с нашим несовершенным ви́дением. Но даже те проявления материальной природы, что покрывают наше сознание — к примеру, наш обусловленный разум, ум и чувства, — реальны, поскольку являются энергией Верховного Господа, а потому через все это мы можем увидеть Верховную Личность Бога, хотя наши представления о Ней всегда будут более или менее субъективными. Вот почему в данном стихе говорится пратӣйасе: «Тебя воспринимают». Более того, если бы материальная энергия не обладала способностью покрывать сознание живых существ, материальный мир не смог бы выполнять свое предназначение — предоставить возможность живым существам попытаться наслаждаться без Бога, чтобы в конечном счете они осознали тщетность этих попыток."

В приведённом отрывке мы сразу увидим несколько новых понятий: майя, вика̄ра, асат, шакти (энергия Бога). Если понять их правильно, то можно осознать абсолютную природу Верховной Личности Бога. На невежественном уровне агья-рудхи имя отличается от называемого объекта, подобно тому, как тело отличается от души, но на абсолютном уровне видвад-рудхи имя становится неотличным от Абсолюта, от изначальной Личности Бога. Тело человека также одухотворяется и становится трансцендентным. Это собственно и называется сознанием Кришны. Шрила Прабхупада так объяснял эту философию: когда он был во Франции, то спросил своего ученика, как его зовут? Тот ответил "Поль". "А что означает это имя?" - "Маленький" - "Маленький - это тоже имя Бога. О нём говорится, что Он меньше меньшего", таким образом, все имена косвенным образом также являются именами Бога. И поскольку Верховный Господь исполнен вечности, знания и блаженства, то все слова и понятия, которые использует человек на уровне видвад-рудхи, будут приносить ему блаженство, тогда как на уровне агья-рудхи существуют только различные формы страданий, а все наслаждения временны.

Иными словами, всё разнообразие языков, которые существуют в мире, можно свести всего к трём категориям: 1) невежественный язык, культивирующий свободную жизнь вне правил и предписаний; 2) обыденный язык, описывающие долг и обязанности в человеческом обществе; и 3) абсолютный язык (пра-язык), ведущий человека к просветлению. Невежественный язык приобретается в процессе животной жизни (еда, сон, совокупление и оборона). Обыденный язык передаётся родителями, в семье, в рамках культурной традиции. Однако пра-язык передаётся только по цепи ученической преемственности, от учителя к ученику. Это называется "Парампара". Первое рождение от отца и матери и считается невежественным. Но, принимая духовного учителя, человек получает "второе рождение" и вместе с этим также новое имя.

Переход человечества к невежественному этапу связан с началом новой эпохи Кали-Юга, которая, согласно Ведам, началась около пяти тысяч лет назад и продлится всего 432 тыс. лет. Это век всеобщей деградации человечества. Это подробно описано в "Бхагавад-Гите", где Арджуна отказывается участвовать в мировом сражении на поле битвы Курукшетра. Он пытается объяснить на обыденном языке, что из-за этой войны в будущем будут разрушены династии, деградируют семейные ценности и наступит разруха. Однако Верховный Господь Кришна устанавливает для него совершенно новые понятия, объясняя ему, что такое атма (душа, духовное существо), джива (живое существо), самадхи, бхакти, карма-йога и т.д. Одним из таких понятий является триада: пранипат-парипрашна-сева. Пранипат - это полное предание духовному учителю, парипрашна - смиренное вопрошание гуру, и сева - смиренное служение Богу. Особую роль играет тринадцатая глава "Бхагавад-Гиты", которая сама по себе представляет собой словарь базовых понятий пра-языка. В конце Арджуна заявляет Кришне, что теперь все сомнения полностью покинули его, он обрёл полное бесстрашие и абсолютно чистое, ясное сознание.

Таким образом, Веды - это не просто религиозная литература или священные писания. Это изначальный язык, которому необходимо обучить всё человечество, чтобы поднять его с уровня невежественной (греховной) и обыденной (благочестивой мирской) жизни на абсолютный уровень, где не будет страха, иллюзии и скорби. Господь Кришна говорит Арджуне (Бг. 18.66): "Оставь все другие виды религии (дхармы) и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от последствий всех грехов, ничего не бойся". Также в "Упадешамрите" (1 мантра) говорится, что человек должен в первую очередь подчинить себе язык и речь. Тогда все остальные органы чувств окажутся под контролем. Веды гласят: асато ма сат гамайа тамасо ма джйотир гамайа: "Веди меня из тьмы к свету, от невежества - к знанию". Впереди перед нами открывается великое будущее человечества - возвращение к изначальной цивилизации, и первый этап этого пути начинается с возвращения к изначальному языку.