Найти в Дзене

«На западном фронте без перемен». За что Оскар?

Оглавление

В 2023 году состоялась очередная экранизация романа Эриха Марии Ремарка «На западном фронте без перемен». И фильм получил премию «Оскар» за лучшую операторскую работу. Это не единственная награда, которую получила кинокартина, но мы, специально для подписчиков «циничного оператора» попробуем разобраться именно в работе оператора постановщика, коим выступил Джеймс Френд, в тандеме с режиссером Эдвардом Брегером.

Джеймс Френд (справа) Эдвард Бергер (посередине)
Джеймс Френд (справа) Эдвард Бергер (посередине)

На что снимали ?

Начнём с техники. Фильм был снят на камеры Alexa mini LF и Alexa 65. В качестве объективов использовали линейки DNA Prime и Prime 65 S. То есть фильм полностью цифровой. Кому интересно более подробно ознакомится с возможностями широкоформатной камеры Alexa 65, то вот вам ссылочка на журнал, выпуск которого посвящён полностью ей

http://www.fdtimes.com/pdfs/issues/65FDTimes-ALEXA65v6.0-150.pdf

«Я прочитал сценарий и понял, что нужна широкоформатная камера, что бы создать иллюзию человеческого взгляда. Остался лишь вопрос насколько широким должен быть этот взгляд. Я предложил использовать Alexa 65 и режиссеру понравилась эта идея.» Говорит Джеймс Френд в одном из интервью. «Мы использовали сет из объективов DNA Prime, и они были просто фантастическими. Они отрабатывали на нужных стопах, и я мог рассмотреть все детали окружающей среды, будь то интерьер, экстерьер, павильон или натура.», говорит Джеймс о выборе объективов.

кадр снятый на объектив из линейки DNA Prime
кадр снятый на объектив из линейки DNA Prime

Когда же ему понадобилась более «оптимистичная картинка», Джеймс говорит, что выбрал объективы prime s, так как они отличаются другими бликами, что создаёт определенное настроение, как например в сцене с юношами, которые только собираются отправиться на войну. Об этой сцене Френд вспоминает «Они неиспорченные, все еще совершенно невинные, и после тестирования объективов Prime 65 S мы поняли, что это то самое решение, которое нам нужно.»

сцена перед отправкой на фронт снятая на объектив из линейки Prime 65 S
сцена перед отправкой на фронт снятая на объектив из линейки Prime 65 S

Так же был использован специальный широкоугольный объектив 18,5 мм, на который были сняты достаточно много сцен на натуре и часть павильонных съёмок «Мы запросили очень широкоугольный объектив для ALEXA 65, и ARRI Rental предложила специальный объектив 18,5 мм, который был не только довольно светосильным, но и очень пластичным. Он не искажался так сильно, как я думал, и закрывал 65-миллиметровую матрицу, так что это был забавный инструмент в сете.» - рассказывает Джеймс Френд.

кадр снятый на объектив 18,5 мм
кадр снятый на объектив 18,5 мм

Стилистика съемки

При реализации задуманного визуального образа картины, авторам нужно было соблюдать шаткий баланс между статичной и динамичной камерой. С одной стороны Френд и Бергер хотели получить экшн сцены, наподобие кадров «Спасти рядового Райана», где камера находится в самой гуще событий, с другой стороны избежать той «нервозности», которая была у Спилберга и сделать сцены более «плавными».

кадр из фильма «Спасти рядового Райана»
кадр из фильма «Спасти рядового Райана»

И, лично у меня действительно разное ощущение от сцен боёв этих двух фильмов. Если про «Спасти рядового Райана» можно сказать - это очень нервно и впечатляюще, при просмотре «на западном фронте без перемен», мне скорее приходит выражение «тихий ужас».

кадр из фильма «На западном фронте без перемен»
кадр из фильма «На западном фронте без перемен»
кадр из фильма «На западном фронте без перемен»
кадр из фильма «На западном фронте без перемен»

Эффект не столько напряжения, сколько ужаса, на мой взгляд удался за счёт нескольких компонентов операторского стиля. Во первых очень удачно выбрана широкоформатная камера,котрая позволяет охватить очень большое пространство, окружающее героев. Во вторых композиционно выверенные ракурсы, и частое использование верхней точки съёмки, которая делает кадр максимально плоским и даёт наиболее отстранённый для наблюдателя ракурс на происходящие события.

кадр с верхней точки
кадр с верхней точки
кадр с верхней точки
кадр с верхней точки
кадр с верхней точки
кадр с верхней точки

Ну и самый главный компонент операторской стилистики этого фильма, который бросается в глаза буквально через несколько минут просмотра и остаётся на протяжении всей картины, это центральная композиция. Джеймс Френд стремиться разместить героев в кадре так, что б они оставались в средней трети почти всегда.

Когда они бегут на камеру:

-11

Когда они бегут от камеры:

-12

Когда бегут вместе с камерой:

-13

Когда идут перпендикулярно камере:

-14

Когда стреляют на камеру снизу:

-15

Когда стреляют из-за укрытия:

-16

Когда стреляют из танка:

-17

Когда умирает человек:

-18

Когда умирают много человек:

-19

Когда говорят по телефону:

-20

Когда говорят друг с другом:

-21
-22

Когда находят что-то приятное:

-23

Когда находят что-то не приятное:

-24

Когда одевают тапочки:

-25

Или когда это просто посуда:

-26

Когда смотрят на огонь:

-27

Когда не смотрят на огонь:

-28

В общем, полный триумф центральной трети!

-29

Я не нашёл комментариев самого Джеймса Френда по этому поводу. Однако смею предположить, что такое стремление располагать центр внимания в средней трети «не спроста», как говорил один медведь из мультика.

Дело в том, что по многим композиционным теориям , центральная треть является как бы нейтральной в композиционном решении. Кадры, где герои размещены в центральной трети можно часто встретить в самом начале почти любого хорошего фильма. Делается это для того, что бы просто заявить героя, когда у нас ещё идёт этап драматургической экспозиции, и не заявлен основной конфликт. Когда мы ещё не знаем кто хороший, а кто плохой, кто победит, а кто проиграет. По мере развития сюжета, обычно героев смещают либо в правую, либо в левую треть. Но только не в «На западном фронте без перемен». Почему так? Возможно ответ заложен в контексте происходящего и даже в самом названии фильма. А возможно этот приём и сыграл немаловажную роль, при присуждении Оскара. В самом конце фильма нам даётся историческая справка, в ней говорится, что на западном фронте ситуация зашла в некую фазу, которую в дипломатии называют «отель Калифорния», это когда ни у одной из сторон нет чёткого выхода из ситуации и события практически не развиваются. На западном фронте времён Первой Мировой войны не было ни явных победителей, ни явных побеждённых. Была просто бойня, в которой сотнями тысяч гибли люди, и фронт продвигался иногда буквально на несколько сотен метров в месяц.

Одна из последних сцен, когда немецкий генерал отдаёт приказ об атаке, хотя до оговорённого конца боевых действий остаются считанные минуты, демонстрирует весь ужас и бессмысленность происходящего. И это конечно одна из сильнейших монтажных фраз в картине.

Остаётся буквально 15 минут до прекращения огня, но солдаты готовятся к последнему и бессмысленному штурму.

за 15 минут до последней атаки
за 15 минут до последней атаки

Следующим кадром нам показывают разделанную тушу животного. Как будто прямо говоря «Вы просто идёте на бойню».

кадр разделанной туши
кадр разделанной туши

Затем идут несколько кадров из лазарета. Сначала крупно окровавленные хирургические инструменты.

хирургические инструменты в лазарете
хирургические инструменты в лазарете

Затем операционная, с залитым кровью полом и картиной с библейским мотивом на заднем фоне.

операционная
операционная

И финалом фразы служит палата с раненными, где медсестра что-то убирает в углу, а на кроватях лежат, судя по тишине скорее всего уже не живые пациенты.

палата лазарета
палата лазарета

Далее начинается последняя атака. Я не буду разбирать финальные сцены, что б уж совсем не быть проклятым за спойлеры, которых и так предостаточно. Скажу лишь, что концовка очень достойная! Поэтому предлагаю всем, кому интересна тематика фильмов о войне (хотя это скорее антивоенный фильм), потратить пару часов и посмотреть эту экранизацию поистине классического военного романа. В общем Оскар не зря, «ящщитаю».

Виталий Хачатурянц

Если вам понравился материал, нас можно поддержать донатом в соответствующем пункте группы. Мы постараемся стать ещё интереснее и полезнее.

Подписывайтесь на телеграмм канал нашей видео мастерской https://t.me/videolega.