Найти тему
Жанна Звёздочкина

Леонид Леонов. "Вор"

Обложка книги "Вор"
Обложка книги "Вор"

Готовясь прочитать книгу Захара Прилепина о Л. Леонове, я выбрала три его книги – «Барсуки», «Русский Лес» и «Вор».

«Вор», стала последней в этом списке.

Я давно не читала такого сложного произведения.

Как всегда, перед прочтением, я не читаю рецензии, чтобы не сбивать собственное восприятие, но потом, почитать отзывы, конечно, интересно.

Вчера закончила книгу, сегодня читаю рецензии и понимаю, что практически ни с кем не могу согласиться.

Главный герой тут, конечно, Федор Фирсов.

Пишущий человек сразу узнает в нём себя. Эти тетрадки с обрывками фраз, мыслей, диалогов, эти описания природы, города, обстановки. Всё это заготовки для этого или будущего романа. Сюжет может возникнуть из чего угодно, из облака пропускающего луч света или из стона продавленного дивана. Вокруг, казалось бы, незначительной мелочи, начинают собираться герои и вдруг, начинают жить какой-то своей жизнью, вопреки воле автора.

И всё же, они вымысел Фирсова, их своеволие длится недолго. Пока писатель смотрит на героя, он живёт, как только взгляд переведён на что-то другое, он марионеткой повисает в чулане.

Читатель всюду следует за Фирсовым даже, когда он сам отсутствует на страницах собственной повести. Мы чувствуем, что Фирсов наблюдает из укромного уголка не только за своими героями, но и за нами. Водит он нас долго, до физического утомления. В какой-то момент наступает усталость и от всех и всего, но это тоже усталость Фирсова. Его тоска и раздражение передаются нам.

Сами сюжетные линии героев тоже выглядят, как наброски и каждая, могла бы стать отдельной полноценной историей. Отсюда, видимо, и усталость читателя – он видит черновик и не может упорядочить мысли автора. Только автор понимает, как это должно выглядеть, но он не всегда способен собрать из этих осколков целое. Почему? Потому что у него может не хватить сил, ведь он проживает все жизни своих героев. Не так, как описывает в книге, а как-то иначе. Но это он во всех них!

Отдельно хочется остановиться на описании природы. Леонов, как всегда с этой задачей справился блестяще. Я влюблена в его красивые описания. Леонов, это Есенин в прозе.

Не смотря на многослойность повествования и кажущуюся разрозненность событий, роман «Вор», это некий громадный муравейник, где всё движется во все стороны и на первый взгляд, кажется хаотичным. Но в этой хаотичности и есть порядок. Муравейник, это и общество, которое подчиняется своим законам, это и внутренний мир каждого из нас. На переломе эпох некие силы извне рушат наш муравейник, и мы мечемся, пытаясь восстановить прежний порядок, потому что по-другому не умеем, ведь другого порядка не знаем.

Революция 1917 года поманила новой жизнью, и большинство поверило, что вот-вот принесут им счастье на золотом блюде, -мало кто был готов к суровым испытаниям. Люди слабы и жизнь их коротка, все хотят личного благополучия. Вот и персонажи Фирсова живут для себя. 20-е годы, но никто не говорит о Революции, о всеобщем счастье и уж тем более о коммунизме.

Судьба Родины и личная судьба, как разворошенный муравейник, хочешь или нет, а наводить порядок надо. НЭП, как передышка перед основным рывком.

Судьбы героев печальны. Здесь нет счастливого конца. Многое угадывается – судьба Тани, Манюкина, Сеньки, мне были видны. И в перековку главного героя Мити я не верю, хочется ответить на это словами самого Фирсова – «на самом деле , этого не было»

Митя Векшин напоминает Шолоховского Григория Мелехова, он везде чувствует себя чужим, он сам себе чужд, оттого и черств к другу, сестре и даже к Маше. Он, как и многие его современники, стал щепкой при невиданной доныне рубке леса.

Но больше всего меня поразило в книге Леонида Леонова «Вор», это мысли и умозаключения разных персонажей. Это мои собственные мысли и догадки. Порой кажется, что ты открыл какую-то тайну, вдруг приходит понимание чего-то важного и становится понятно, отчего происходит именно так, а не иначе. А оказывается, сто лет назад эти мысли уже посетили русского писателя. Значит, такие мысли посещают почти всех.

Получается, что каждый новый человек, в течении жизни открывает одни и те же простые истины, но воплотиться во всеобщее счастье они не могут. Человек не становится лучше.

Что же в нас не так, если теорию знаем блестяще, а на практике ничего не получается?

Роман «Вор» , на мой взгляд, надо читать в достаточно взрослом возрасте, где-то в периоде между окончанием мечт о материальных благах и началом дум о вечности)))

Отзыв мой получился сумбурным, но это отражение прочитанного.

Не хочу причёсывать текст т.к. для меня он понятен, а читателей у меня всё равно нет)))

Оставлю отзыв в таком виде. Пусть будет что-то типа тетрадочки Федора Фирсова.

Возможно, вернусь к написанному и что-нибудь поменяю для более понятного восприятия.

Всем добра и радости.