Тридцать шестой псалом - это одновременно и песнь-размышление, и мудрое наставление Царя-Давида. И псалом этот обращён не столько к современникам самого пророка, сколько к поколениям грядущим - Давид жаждет донести до молодых людей самую главную мысль: только в Боге они смогут обрести истинное утешение и прийти к Спасению.
История написания тридцать шестого псалма: средоточие мудрости старого пророка
Данный псалом был написан знаменитым Израильским Царём на склоне лет - в двадцать пятом стихе автор упоминает свой преклонный возраст, из чего исследователи сделали логичный вывод: текст был написан в период заката правления Давида.
В псалме пророк делится наставлениями с молодым поколением, и, по мнению историков, текст писался, прежде всего, для сына Давида, юного Соломона. Таким образом Давид хотел доказать ему, что единственный путь к счастью кроется в одном лишь Господе и верном служении Ему.
Говоря о нечестивце в тридцать пятом и тридцать шестом стихе, пророк, вероятнее всего, имеет в виду Авессалома, преждевременно погибшего из-за собственной гордыни, своевольности и непокорности. И, говоря об ошибках собственного чада, Давид старается оградить от подобной страшной участи грядущие поколения.
Толкование тридцать шестого псалма: что Давид стремится донести до нас в первую очередь?
Каждый стих данного псалма таит в себе удивительную мудрость, порождённую богатым жизненным опытом, однако для наилучшего понимания стоит растолковать его «основные вехи» более подробно и вдумчиво.
С первого по третий стих Давид рассказывает нам о том, каким образом мы сможем избежать многих бед и испытаний. Пророк советует «жить…и хранить…» - в данном случае речь идёт о сохранении Божественной истины невзирая на внешние события и любые иные жизненные обстоятельства. В этом, по мнению автора, и кроется секрет подлинного благополучия и процветания.
В четвёртом стихе мудрый Царь говорит о том, что искать утешение следует только в Небесном Отце. Мы не должны утешаться вещами мирскими и суетными, во всём ища лишь греховных наслаждений.
Напротив, нас должна утешать жизнь праведная и честная, согласная с Божьим законом, потому как только праведники впоследствии удостаиваются наивысших наград.
Пятый и шестой стихи призывают нас вверить все свои деяния и планы в руки Божьи. Человек, руководствующийся Божественными заповедями, никогда не будет несчастным. И если мы будем равняться, прежде всего, на Божественные предписания, то будем ограждены от стыда и нападок людей нечестивых, ведь Небесный Отец, в таком случае, всегда будет ревностно оберегать нас.
Восьмой стих учит нас смирять собственный гнев по отношению к успехам нечестивцев - в противном случае, наши недобрые помыслы могут толкнуть нас на греховные деяния. Иными словами, Давид настоятельно советует нам никогда не завидовать людям грешным, ведь зависть никогда ни к чему хорошему не приводит.
С девятого по одиннадцатый стих пророк описывает поведение и характеры людей истинно-праведных. По мнению автора, главное качество, к обретению которого должен стремиться каждый христианин - это покорность перед волей Господней.
Если мы с безропотностью и смирением будем принимать её и следовать ей, то наша жизнь станет по-настоящему благословенной. И эта благословенность является величайшей наградой за покорность Богу.
В шестнадцатом и семнадцатом стихе Давид вновь возвращается к вопросу о зависти по отношению к преуспевающим нечестивцам и говорит нам о том, что Бог непременно их сокрушит. Ведь та малость, которой обладают люди праведные, в любом случае останется при них, а грешники, обладающие пускай и чем-то великим по земным меркам, в любом случае это великое утратят.
В двадцать пятом стихе пророк говорит о собственной старости. Он упоминает свой пожилой возраст для того, чтобы его слова приобрели вес - ведь каждое его наставление основано на личном опыте, но не на выдумках, домыслах или досужих фантазиях.
Давид говорит нам о том, что мы можем без страха довериться Господу, и это - не пожелание, но необходимость для каждого верующего человека.
Двадцать девятый стих вновь напоминает нам о наставлениях, описанных в десятом, одиннадцатом и двенадцатом стихе - мы должны с покорностью принимать волю Божью, что бы с нами не происходило.
В каких случаях следует читать тридцать шестой псалом?
Чаще всего к данному псалму обращаются в минуты горестей - он помогает человеку побороть уныние, укрепить дух и очистить помыслы, обратив их к Небесному Отцу.
Кроме того, нередко тридцать шестой псалом читается и в моменты нападок недоброжелателей - например, ложных обвинений, клеветы или коварных замыслов. Ведь Небесный Отец в ответе не только за благополучие людей праведных, но и за наказания для грешников.
При этом не стоит стремиться осуждать других людей самостоятельно, или, тем более, мстить обидчикам - всем нам воздастся по заслугам в минуту Великого Божьего Суда.
Правила чтения тридцать шестого псалма: избегаем самой главной ошибки, оскорбляющей Небесного Отца.
Каких-либо строгих правил для прочтения этого псалма нет. Читать его можно как в русском, так и в Церковнославянском варианте. Однако священнослужители отмечают, что читать тридцать шестой псалом надлежит без спешки и торопливости, но со вдумчивостью и серьёзностью.
В противном случае, мы выразим собственное неуважение к Господу и самим себе, напрасно потратив время. И, напротив, читая псалом внимательно, мы ощутим облегчение и отраду.
Дома читать данный псалом следует, стоя перед иконами - это поможет Вам лучше сосредоточиться и настроиться на надлежащий молитвенный лад.
Читайте еще: