Найти в Дзене
STARKS Safe Ride

Мотошлем. Как и почему появился шлем для мотоциклистов?

Мотошлем – обязательный атрибут любого байкера, а его отсутствие может привести не только к большим штрафам, но и риску получить серьезную травму. Но так было далеко не всегда, поскольку первые мотоциклы разгонялись не более, чем до 20 км/ч и опасность падения была невелика. Эрик Гарднер: первопроходец в области создания аварийной каски История мотошлема началась в начале 20 века, когда первую попытку изобрести головной убор, защищающий мотоциклиста от получения травмы, предпринял Эрик Гарднер. На эту идею доктора подтолкнул один из спортсменов гоночного клуба Бруклендс, который находился в непосредственной близости к больнице, где работал Эрик. Данный аксессуар получил искрометное название “аварийной каски”. Воплотить идею в жизнь было суждено господину Моссу из компании Бетнал-Грин. Основной акцент был сделан на том, чтобы шлем из брезента стал более жестким и мог противостоять серьезным механическим воздействиям, а также сглаживать удар при контакте с острыми выступами. Грандиозный
Оглавление

Мотошлем – обязательный атрибут любого байкера, а его отсутствие может привести не только к большим штрафам, но и риску получить серьезную травму. Но так было далеко не всегда, поскольку первые мотоциклы разгонялись не более, чем до 20 км/ч и опасность падения была невелика.

Эрик Гарднер: первопроходец в области создания аварийной каски

История мотошлема началась в начале 20 века, когда первую попытку изобрести головной убор, защищающий мотоциклиста от получения травмы, предпринял Эрик Гарднер. На эту идею доктора подтолкнул один из спортсменов гоночного клуба Бруклендс, который находился в непосредственной близости к больнице, где работал Эрик. Данный аксессуар получил искрометное название “аварийной каски”. Воплотить идею в жизнь было суждено господину Моссу из компании Бетнал-Грин. Основной акцент был сделан на том, чтобы шлем из брезента стал более жестким и мог противостоять серьезным механическим воздействиям, а также сглаживать удар при контакте с острыми выступами.

Грандиозный проект не был по достоинству оценен ACU (Ассоциация Автоциклов) и поначалу отклонен, но позже “аварийная каска” стала обязательным реквизитом всех мотогонщиков, принимавших участие в соревнованиях на Мэн TT в 1914 году. Изделие было крайне неудобным, тесным, существенно сужало обзор и многим мотоциклистам пришлось “не по душе”.

Что интересно: всего было разработано и выпущено 94 шлема. Одному из байкеров, который на огромной скорости врезался в ограждение на гонках 1914 года, защитный головной убор сохранил жизнь. На тех соревнованиях, в отличие от предыдущих, не было зафиксировано ни одной серьезной травмы головы. С тех пор к данной экипировке стали относиться достаточно серьезно, и она привлекла внимание не только спортивных, но военных и гражданских гонщиков.

Печальная история Томаса Лоренса

Известный британский офицер в отставке Thomas Edward Lawrence, неоднократно награжденный боевыми орденами за отвагу его Величества и переживший все ужасы войны, погиб в мотоциклетной катастрофе в 1935 году.

Томас уже подъезжал к своему дому, как внезапно на дороге появились два мальчика на велосипедах. Он резко сдал в сторону, чтобы избежать столкновения, потерял управление и упал с мотоцикла, получив серьезную травму головы. Через неделю от полученных травм Лоренс скончался в госпитале.

Именно это обстоятельство подтолкнуло ужесточить правила дорожного движения для гражданских мотоциклистов и предпринять максимум усилий для разработки средства обеспечения безопасности.

Первый запатентованный мотошлем

Первый патент на защитный байкерский шлем получил Чарльз Ломбард в 1953 году. Защитный головной убор мотоциклиста представлял собой жесткую внешнюю конструкцию округлой формы, которая компенсировала энергию механического воздействия внутренней частью. Изначально изделие было предназначено для военных летчиков, но немного позже область его практического назначения существенно расширилась, в том числе, на обеспечение безопасности мотогонщиков.

Широкая общественность не сразу всерьез восприняла патент Ломбарда, а многие байкеры попросту отказывались от его пользования по причине дискомфорта. И только во второй половине 20 вв, когда скоростные характеристики мотоцикла превысили 70 км/ч и смертей в результате ДТП стало гораздо больше, необходимость иметь данный вид экипировки была закреплена определенными нормами законодательства.

В Великобритании и Австралии обязанность носить шлем для гражданских мотоциклистов стала обязательной в 1961 году (принято Положение на законодательном уровне Палатой Представителей).

Совет Министров СССР издал соответствующее Постановление в 1967 году. С тех пор использование мотошлема при езде на мотоцикле стало обязательным в России.

Штраф за управление мотоциклом без шлема в 2024 году — 1000 рублей. Это указано в ст. 12.6 КоАП. Мотоциклисту могут назначить такой штраф при любом из нарушений:

  • управление без шлема или в незастегнутом шлеме,
  • перевозка пассажира, у которого нет шлема или шлем не застегнут.