Понимание концепции эмоционального интеллекта требует анализа двух составляющих этого термина: интеллекта и эмоций. Понятие интеллекта характерно применяется в психологии для определения того, насколько хорошо функционирует когнитивная сфера: интеллект относится к способностям выделения понятий, их соединения, действиям с ними, что позволяет создавать суждения и приходить к абстрактным умозаключениям. Эмоции принадлежат к второй, так называемой эмоциональной сфере психического функционирования, которая включает непосредственно эмоции, настроения, оценки и другие чувственные состояния. Эмоции отвечают на изменения в отношениях между человеком и окружающей его средой.
В настоящее время эмоциональный интеллект представляет несколько теорий: теория эмоционального интеллекта Джона Майера и Питера Сэловея; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она; теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмана и двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д. Люсина.
Американские психологи Д. Майер, П. Сэловей, Д. Карузо представили наиболее известную в научной психологии модель способностей, ученые впервые предложили термин, Эмоциональный интеллект определили, как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.
Четырехотраслевая модель эмоционального интеллекта состоит:
1. идентификация эмоций, вкл.: способности заметить факт наличия эмоций, их идентификация, адекватность в выражении;
2. использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности, вкл.: способность использовать эмоции для направленности внимания, вызывать эмоции для решения определенных задач, использование настроения для творчества;
3. понимание эмоций, вкл.: способности к пониманию эмоций, связи между эмоциями, эмоционального языка и сигналов, передаваемых эмоциями, причины эмоций;
4. управление эмоциями, вкл.: способности к контролю эмоций их интенсивности, осознавании, способности к решению эмоциональных проблем.
Чуть позже вышла книга-бестселлер Д. Гоулмана "Эмоциональный интеллект" в доступной форме описал феномен эмоционального интеллекта, уровень которого отвечает за успех в жизни любого человека. Автор объединил когнитивные способности, с личностными характеристиками, создав смешанную модель, в основе модели выделены 4 компонента, в которые входят субкомпоненты: 1) самосознание, 2) самоконтроль, 3) социальная чуткость, 4) управление отношением. Гоулман об эмоциональном интеллекте пишет, что: «В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта». Таким образом, в связи с выходом книги Д. Гоулмана модель эмоционального интеллекта была изменена и популяризировала, автор пишет о важности того, что данные, которые существуют, предполагают, что они могут быть такими же мощными, а иногда и более мощными, чем IQ.
В 1997 Р. Бар-Он дал более обширное объяснение понятия эмоционального интеллекта. Он определил эмоциональный интеллект, как все некогнитивные способности, знания и компетентности, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Создал смешанную модель эмоционального интеллекта, модель представляет собой совокупность личностных, когнитивных и мотивационных черт, которые близко связанны с адаптацией к настоящей жизни и процессами совладания. Бар-Он выделил 5 сфер компетентности, это 1) познание себя, 2) навык межличностного общения, 3) способности к адаптации, 4) управление стрессовыми ситуациями, 5) Преобладающее настроение.
В отечественной психологии в трудах Л.С. Выготского была сформулирована идея единства аффекта и интеллекта, он пришел к мнению о том, что существует динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных процессов. К отечественным моделям эмоционального интеллекта относят модель Д.В. Люсина. Дмитрий Владимирович определяет эмоциональный интеллект, как способность понимания своих и чужих эмоций и управление ими. Понятие эмоционального интеллекта раскрывается, как:
1) Способность к пониманию эмоций и 2) Способность к управлению эмоцией.
Люсин представляет эмоциональный интеллект, как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, как с когнитивными способностями, так и с личностными характеристиками, развивающийся в процессе жизни человека под влиянием последовательности факторов, которые определяют его величину и специфические индивидуальные особенности.
Структура эмоционального интеллекта включает четыре сферы способностей, а именно:
- 1 Осознанная регуляция эмоций.
Управлять эмоциями весьма сложно, тем не менее это можно осуществить не прямо, а через объект, потребность, знак. В самом начале управления чувством – это разделение единого душевного волнения на субъекта и его чувство, т.е. Не мир страшен, а Я испытываю страх. Управление эмоциями состоит в увеличении, либо в уменьшении эмоциональной информации, в частности, с помощью контролирующих мыслей. Скажем ограничивающая мыслительная стратегия, реализующая мыслями «Я не реагирую, не думай об этом» и напротив, могут сопровождаться такими мыслями, как «Открой себя для чувства, Узнай об этом больше» говорит о открытости сознания для эмоциональной информации. Причем существует моменты, когда регуляция настроения возникает автоматически, определённый метаопыт настроения позволяет воздействовать на выбор эмоциональных состояний сквозь позитивное приумножение общего внутреннего опыта. Регулировать настроение можно, через ассоциирование себя, например, с успешными людьми и тем, самым совладать со своей завистью. Так же можем стать волонтерами, для совладания со своими негативными эмоциями.
- 2 Понимание (осмысление) эмоций.
Понимание эмоций связано с их вербализацией. Определение эмоций рассматривается как результат полезных процессов, которые перерабатывают переживания во внутренний опыт человека. Называние эмоций можно разделить на три функции: закрепление опыта; межличностное общение; эмоциональная экспрессия. Для определения эмоции необходимо иметь эмоциональный тезаурус, но в современном мире наблюдается уменьшение и упрощение эмоционального словаря. Вероятно, это происходит за счет того, что взрослые запрещают детям выражать негативные эмоции и активно поощряют позитивные, редко рассказывают об эмоциональной жизни.
Содержание эмоционального словаря зависит от:
- образа данной эмоции в национальном языке той культуры, в которой она представлена, так как язык косвенно влияет на формирование окружающей реальности. Например, на Таити нет слова для выражения эмоции печали и по этой причине, мать, потерявшая ребенка, воспринимает свое состояние как болезнь, не связывая это с душевной болью;
- эмоциональный словарь ребенка состоит из эмоционального словаря родителя. Известно, что внимание родителей к эмоциональной жизни ребенка в распознании негативных эмоций в помощи и поддержке их преодолевать влечет к более эффективной регуляции и к более положительному поведению, и в противовес этому невнимание ведет к развитию особого типа сознания, в котором эмоциональная жизнь не фигурирует. Алекситимия (чувство без слов), в узком смысле, трудности в определении и описании своих эмоций.
Человек даже при неимении эмоциональных проблем может столкнуться с неверным обозначением своей эмоции, например, чувство волнения может называться страхом, так же называние и определении одной эмоции при переживании целого букета эмоций может быть неверно, потому что ставим акцент только на одном аспекте. Расшифровать эмоциональный сигнал собеседника обозначает увидеть это содержание, которое в нем вложено. Необходимые условия для расшифровки сигнала: необходим опыт общения с людьми разного возраста, культуры, различного психического строения; надлежащий объем кратковременной памяти для запоминания тона эмоций в процессе общения; не искажать смысла передаваемых собеседником эмоций; значительный опыт присутствия в кругу определенной категории людей и тем более доступнее считывание этих эмоций.
- 3 Различение и выражение эмоций.
Различение эмоции связано с возможностью ее выражения. Исследования, проводимые в разных культурах, знакомят нас как с универсальностью лицевых выражений эмоционального состояния, так и с их специфичностью, в общем различия в изучении лицевой экспрессии связано с различными социальными функциями народов. Распознавание базовых и сложных эмоций связано с индивидуальными особенностями распознавания лица. Исследования по распознаванию детьми эмоций у лиц разных возрастов было проведено мало и их результаты двойственны. Ни для кого не секрет, что маленькие дети в подавляющем большинстве неправильно воспринимаю эмоции других людей и таким образом процесс распознания эмоций является процессом когнитивным, которому необходимо обучаться.
- 4 Ассимиляция эмоций в мышлении.
Использование эмоций для улучшения мыслительной деятельности. В понимании единства рационального и эмоционального доказываются данными клинических экспериментов, которые показывают то, что принятие эффективного решения невозможно без того, что мысль утратит эмоциональное переживание. Эмоциональный интеллект — это ментальная способность, при которой реализовывается переработка особой информации – эмоциональной.
Таким образом, в структуру эмоционального интеллекта входят способности к осознанной регуляции эмоций, пониманию (осмыслению) эмоций, ассимиляции эмоций в мышлении, различению и выражению эмоций. На данный момент концепция эмоционального интеллекта, ее структуры, путей ее развития, требует проведения дальнейших исследований, для того чтобы раскрыть истинную возможность улучшения взаимоотношений через более глубокое понимание эмоциональных процессов и состояний, в процессе коммуникации.
На сегодняшнее время проблема исследования эмоционального интеллекта рассматривается довольно широко, это связано с тем, что постепенно совершается увеличение объема накопленных знаний о новом конструкте, его взаимоотношениях с социально-психологическими факторами, таких как погружение детей в интернет-пространство и использование социальных сетей, вместо живого общения, также академическая успешность, коммуникативные навыки, буллинг и многое другое. Причем результаты таких исследований бывают весьма противоречивыми, так как исследователи используют различные концепции конструкта эмоционального интеллекта и методики, направленные на измерение эмоционального интеллекта. Проведенный анализ научной литературы представил расплывчатое воздействие эмоционального интеллекта на социальное взаимодействие. Так результаты исследований показывают, что низкий уровень эмоционального интеллекта связан с агрессией, а высокий уровень эмоционального интеллекта влияет на просоциальное и на девиантное поведение. Необходимо принять во внимание, что при разрабатывании развивающих тренингов на увеличение уровня эмоционального интеллекта, нужно учитывать личностные характеристики субъектов, чтобы не допустить рисков развития дивиантного поведения.
Развитие эмоционального интеллекта не является врожденной характеристикой, а обусловлена биологическими и социокультурными факторами, что в результате позволяет воздействовать на него формирующе.
Проведенный обзор существующих методик, дает выделить модель эмоционального интеллекта Дж. Мэйера, Д. Карузо и П. Сэловея в сравнении с остальными, как более сбалансированную, непротиворечивую и показавшую хорошие психометрические результаты. В данной методике заложено основополагающее представление об эмоциональном интеллекте как о понятии, включающее в себе когнитивные элементы. Эмоциональный интеллект определяется как интеллектуальная способность, которая является, главным моментом в понимании этого конструкта. Представленная данными авторами тест MSCEIT является на сегодняшний день наиболее разработанным и достоверным методом измерения эмоционального интеллекта.
Анализ теоретических воззрений авторов моделей эмоционального интеллекта продемонстрировал, что понятие достигло статуса научного и в общем концепция эмоционального интеллекта отображает идею единства аффективных и интеллектуальных процессов. Но с определенной оговоркой, научная теория эмоционального интеллекта на сегодняшний день не может быть представлена как окончательно оформленная. Подтверждением использования конструкта эмоционального интеллекта открывает перспективность и обоснованность использования данного конструкта.
Эмоциональный интеллект – это совокупность ментальных способностей, используемый для успешной реализации своих целей и желаний, обеспечивающий: идентификацию (опознание, вербальное выражение); понимание причин; управление (способность сохранять, вызывать, изменять) как свои собственные эмоции, так и других людей.
Значимость понятия эмоционального интеллекта для практики представляется возможно излишне преждевременной, поскольку на данный момент собрано недостаточно данных и убедительных эмпирических доказательств ценности эмоционального интеллекта в различных сферах жизни человека. Считается необходимым продолжать нащупывание значимых точек опоры в конструкции эмоционального интеллекта, что представляет собой перспективное направление научного исследования.
В целом, проблема концепции эмоционального интеллекта содержится в отсутствии единого мнения относительно структурных компонентов эмоционального интеллекта, в различных подходах его измерения и в недостаточном количестве проведенных исследований, что не позволяет экспериментально определить и подтвердить четкую структуру такого сложного понятия. Тем не менее не приходиться сомневаться в теоретической значимости данной концепции для социальных и психологических наук. Развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как существенный фактор увеличения психологической культуры общества в целом.
У значительной части современного общества отсутствует опыт работы с собственными эмоциями и приступить к развитию эмоционального интеллекта можно с простого замечания собственных эмоций. Что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю?
Загляните во внутрь себя.. Так, что Вы сейчас чувствуете?