Найти тему
Лезвие Слова

Четверговый обзор: «Алтайский шаманизм» – Л. П. Потапов

Думаю, эта книга покажется вам неинтересной. Здесь рассматривается теологический аспект шаманизма вообще и конкретно – шаманизма алтайского. Конечно, рассказывается и о шаманских ритуалах, и о возможном «населении» трёх миров, но по-научному скупо.

Да, мир шаманов не дуален, а тройственнен. В нём нет чёткого противостояния между добром и злом. Есть верхний мир, нижний. И средний – человеческий.

Сказать, что в верхнем мире властвует добрый Ульгень, а в нижнем – злой Эрлик можно только очень условно. Ведь по некоторым версиям именно Эрлик создал шаманов. И вообще он участвовал в сотворении земли, вдохнул в человека душу, но с неба его за это согнали «добрые» боги.

Возможно, здесь мы видим отголоски древнего европейского мифа о падших ангелах, наслоившегося на странную и непонятную символику шаманизма. Может быть, она учит тому, что нет добра и зла вне нашего сердца. Ну, или я ошибаюсь.

Что интересно, и в этой книге автора занимает вопрос: а существует ли «шаманская болезнь». Что это за штука? Считается, что в какой-то момент с человеком начинают говорить духи, мучить его, преследовать. И он становится шаманом.

Шаман – никто без этих духов, без невидимых помощников и покровителей. С ним кто-то постоянно говорит в его собственной голове. Вот так же говорят с писателями их герои. И так же, как дух предка шаману, писателю покровительствует его муза.

Книга написана давно, тогда ещё не знали о работе дефолт-системы мозга. Но, похоже, и олицетворение природы, и способность говорить с ней – тоже деятельность дефолтки. Человек выделился из животного мира потому, что в какой-то момент в его голове зазвучали голоса всех, кто молчит.

В книге есть рассказы о шаманских ритуалах и облачении шаманов, о подручных средствах, при помощи которых шаманы входят в контакт с духами.

Что интересно, и у шаманов есть подобие астрального двойника человека. Можно почитать об этом у Потапова и подумать: а что если правы те учёные, что считают шаманизм ранней универсальной стадией, которую проходит в своём развитии религия вообще?

Но откуда тогда столько сходства в разных религиях, словно бы идущих единым неведомым путём познания? Что именно они познают, если небеса над нами пусты?