Найти в Дзене
Воронцова вещает

Шпион КГБ или агент Моссада? Кем была женщина из Исдалена, чью смерть запретили расследовать власти

Оглавление

Загадочная смерть неизвестной из Исдалена всколыхнула всю Европу в 1970-х годах. Обстоятельства смерти и расследование ставят в тупик любого, кто погружается в это дело хотя бы немного. Улик много, подробностей много. Но ничто не дает ответов — возникают только новые вопросы.

29 ноября 1970 года отец с двумя маленькими дочками пошёл на прогулку в долину Исдален — это рядом с городом Берген в Норвегии. Около 9 утра, пробираясь сквозь деревья, семья почувствовала запах гари. Девочкам стало любопытно, откуда он исходит, и они рванули вперед отца. Малышки нашли остатки костра, а чуть дальше была находка куда пострашнее.

Между камнями лежало тело женщины, погибшей от огня. Вокруг были разбросаны вещи: бутылка из-под ликёра, две пластиковые бутылки с запахом бензина, склянка с таблетками снотворного "Fenemal", серебряная ложка, остатки сожжённого паспорта и женская одежда. Девочки побежали назад к отцу, и он увёл их подальше от жуткой картины. Сотовых телефонов тогда не было, и семья поспешила вернуться в Берген. Там они рассказали обо всём полицейским.

Позже уже подросшие очевидицы рассказывали, что всю жизнь борются с теми ужасами, которые им к несчастью довелось увидеть.

Начало расследования

Изначально в рапорте полицейских указали в качестве причины смерти "самоубийство" — из-за снотворного, найденного возле тела. И, действительно, при вскрытии в желудке женщины были те самые таблетки. Но обстоятельства находки и результаты вскрытия ставили под сомнение первоначальную версию.

Например, на шее были обнаружены следы удара тупым предметом, а характерная поза говорила о том, что женщина погибла именно от огня. Одни вещи, обнаруженные вокруг тела, были хаотично разбросаны, другие — аккуратно сложены. Слишком странно всё выглядело для самоубийства. Да и зачем выбирать такой мучительный способ? Этим вопросом задавалась и местная полиция.

Получить хотя бы какую-то информацию о женщине было, кажется, невозможно. Бирки на одежде были срезаны, надписи — смыты, наклейки — стёрты. Паспорт не уцелел, в городе неизвестную никто не знал, хотя много кто с ней пересекался. Не было заявлений о пропаже, которые помогли бы узнать, кто она такая.

У полицейских было немного данных: возраст от 25 до 35 лет, рост около 174 сантиметров, худая, карие глаза и темно-каштановые волосы. Среди местного скандинавского населения она заметно выделялась. В те годы не было большого потока миграции, и местные были в основном голубоглазые и светловолосые.

Новые улики

Новость о женщине из Исдалена разлетелась по всей стране. Через три дня в полицию обратились сотрудники железнодорожной станции Бергена. Они нашли два чемодана, которые никто не забрал. Как выяснилось позже, они принадлежали погибшей. Она сдала их на хранение 23 ноября. Но то, что было внутри, не дало никаких ответов. Вопросов стало ещё больше.

Внутри были очки с прозрачными линзами, но не для зрения. На них хорошо сохранился отпечаток пальца. Он совпал с отпечатками неизвестной. Ещё были парики, косметика, пальто и другая одежда хорошего качества со срезанными бирками, карта с отмеченными ж/д станциями от Осло до Бергена, компас, 500 немецких марок, набор для шитья из отеля в Женеве, поношенные итальянские тапочки и крем от экземы из Бергена. Последний был выписан по рецепту, но этикетки с именем и фамилией пациента или врача не было.

Интересной находкой из чемодана была тетрадь — информация в ней была зашифрована. Код полицейские разгадать не смогли, и они обратились за помощью к специалисту из Вооружённых сил Норвегии. Позже выяснилось, что так неизвестная из Исдалена записывала, где и в какие даты находилась. Судя по записям, 1970 году в Норвегии женщина была дважды. В первый раз — с марта по апрель.

А самой главной уликой стал пластиковый пакет из семейного магазина в Ставангере. Сотрудники полиции отправились туда, чтобы расспросить работников.

-2

Воспоминания очевидцев

Судя по записям с причала, женщина из Исдалена ездила в Ставангер два раза. В 1970-х Ставангер был небольшим городом, куда редко приезжали иностранцы. А если и приезжали, то местные хорошо их запоминали. Так и случилось. В магазине неизвестная приобрела резиновые сапоги, которые потом нашли возле её тела. Продавец помнит её до сих пор.

— Не каждый день продаёшь пару резиновых сапог, а потом к тебе приходит полиция и расспрашивает об этом человеке. <...> Она была очень хорошо одета, хороша собой, вела себя обычно. Но она так долго выбирала эти сапоги... я тогда подумал: "Она точно не здешняя, в её стране, за границей, всё по-другому". Да и говорила она на английском с акцентом. И ещё: она была приличной женщиной, но от неё очень плохо пахло. <...> то ли чесноком, то ли ещё чем-то.

Удалось найти и отель, где она остановилась в Ставангере. Она заселилась 9 ноября под именем Фенелла Лорк, указав, что она из Бельгии. В отеле её тоже запомнили. У неё всегда был хороший и яркий макияж, она носила необычную для Норвегии объёмную пушистую шапку, вроде тех, что были популярны в советское время в России. Женщина никогда не улыбалась, но во время разговоров у неё заметили пару золотых зубов и щербинку. Некоторым показалось, что она могла быть из СССР: из Казахстана или Узбекистана.

Вот, как о ней вспоминали в отеле спустя 40 лет:

— Она остановилась в очень маленьком одноместном номере без удобств. <...> Она была довольно серьёзной, не говорила громко, у неё был тихий голос. Но мне не показалось, что она была скромной. Просто у неё были дела, и она не хотела ни с кем их обсуждать.

Надо сказать, что в других отелях Норвегии, где жила "Фенелла", в записях нет этого имени. В бельгийской полиции сказали, что такого номера паспорта не существует, а женщина с этим именем в стране не зарегистрирована. Паспорт был фальшивым.

В последний раз она остановилась в отеле в Бергене под именем Элизабет Рейнхофер. Здесь она жила с 19 по 23 ноября. Постоялица вела себя очень странно. Редко пускала уборщиц, подпирала дверь изнутри, чтобы никто не вошёл. А иногда выносила мебель в коридор: стул, стол, кресло. Она всегда просила номер с видом на улицу и могла переселяться из одного номера в другой, если ей что-то не нравилось. Вспоминают сотрудники отеля и её запах. Женщина пахла не чесноком, как говорил продавец обуви, а пряными специями — это был восточный парфюм.

Самый интригующий рассказ очевидца прозвучал в подкасте ВВС. Он встретился с ней в долине Исдален, когда она поднималась, а он спускался. Это было за пять дней до гибели незнакомки. Неизвестная была не одна — за ней шли двое мужчин. Все были одеты не по погоде.

— Я удивился. Зачем эти люди поднимаются сюда? Это очень странно. Я никого тут не видел, хотя гулял уже несколько часов. Она быстро взглянула на меня. Мне показалось, что она была напугана, но в то же время её взгляд был отрешённый. Когда она посмотрела на меня, мне показалось, что она хотела что-то сказать. Даже вроде уже начала что-то говорить, но передумала. Я понял, что она знает, что за ней идут двое мужчин. <...> Они не были похожи на нас, норвежцев. Я подумал, что они из южной Европы.

На его историю полицейские махнули рукой.

Результаты вскрытия

Пока полицейские были в Ставангере, пришли результаты вскрытия. Они показали, что женщина погибла по двум причинам — отравление угарным газом и передозировка барбитуратами (снотворное). Правда, большая часть таблеток не успела раствориться — это 50 штук из почти 70 принятых. Кроме того, на момент попадания в огонь неизвестная ещё была жива. Но по полученным сведениям так и не удалось понять, при каких обстоятельствах она погибла. В полиции стали склоняться в пользу убийства.

К слову, таблетки, которые нашли в желудке, были не белого цвета, в котором они выпускались в Норвегии, а розового. Розовые таблетки бренда "Fenemal" тогда производились только в Англии. По этой информации в одной из публицистических статей сделали вывод: в желудке их было недостаточно, чтобы умереть. То количество, которое женщина приняла, всего лишь половина от того, сколько нужно хотя бы для потери сознания.

-3

Одна встреча, и ты в опасности

По архивным записям уже в наши дни выяснилось, что она бывала и в Танангере — небольшой рыбацкий посёлок в Норвегии. Местный рыбак Бёртон Рот заметил её в компании местного морского офицера на причале. Только после того, как дело прогремело на всю страну, он обратился в полицию. Его показания зафиксировали, но не прикрепили к основной папке дела.

В наши дни сын Бёртона вспоминал странную семейную поездку в Лондон в 1970-м году. Его отца на вокзале внезапно остановили двое полицейских. Они ушли в сторону поговорить. Но когда отец вернулся, ни слова не проронил об этом разговоре. Лишь когда семья вернулась из Лондона в Берген, сын рыбака узнал, что всю поездку у отца были с собой пистолет и нож. Их ему дали те самые полицейские для самообороны и велели молчать. Что такого может быть в одном наблюдении, что полицейские вооружили гражданского оружием для самозащиты?

Тем временем правоохранители озвучили официальную причину смерти женщины из Исдалена. Самоубийство.

Происхождение по останкам

В 2021 году специалисты по запросу ВВС провели изотопный анализ зубов. По ним можно довольно точно определить, где человек родился, где жил. Результаты анализа показали, что женщина скорее всего родилась в Германии. В детстве переехала к границе Германии и Франции — в Люксембург или Бельгию. Именно бельгийкой она представлялась чаще всего.

Дал анализ и приблизительный возраст. Сама неизвестная при заселении указывала в качестве даты рождения первую половину 40-х. Тем не менее, на момент смерти ей было около 45-ти. Значит, во время Второй мировой войны она была ребёнком. Возможно, переезды в детстве обусловлены тем, что родители хотели её спасти. Анализ почерка показал, что училась женщина по французской системе. Получается, она действительно могла вырасти в Бельгии.

-4

Версии

Шпионка

Во время холодной войны в Норвегии часто проходили ракетные испытания, здесь располагались военные базы НАТО. Отсюда возникла версия, что женщина из Исдалена была шпионкой. Срезанные бирки согласуются с этой теорией, но всё остальное — не очень. Неизвестная привлекала слишком много внимания, её запомнил каждый, кто хоть раз с ней встречался. Кроме того, шпионы ничего не записывают. Они всё запоминают, а от лишних бумажек избавляются любым способом. И если неугодного надо убрать, делают это тихо и незаметно.

Кстати, в 1970 году на место преступления прибыл Эрнул Тофтер — норвежский ловец шпионов. Он хотел помочь полиции понять, могла ли погибшая быть причастна к тайным службам. Тофтер до сих пор говорит, что гибель женщины — несчастный случай. По его версии, она всегда носила с собой баллончик с лаком для волос. То есть женщина пришла в горы, развела костёр и решила поправить причёску. Поэтому вспыхнула. Только вот среди разбросанных рядом с телом вещей баллончика с лаком не было. Эта нелепая версия наводит на мысль, что Тофтер не хотел или ему нельзя говорить о настоящих причинах произошедшего.

Курьер

Бывший советский шпион Александр Васильев опроверг версию о шпионаже. Зато выдвинул свою. Что, если погибшая была курьером? Она могла передавать информацию, документы. Это объясняет её перемещения. Возможно, она сотрудничала с норвежскими спецслужбами и была секретным агентом внутри страны. Тогда становится понятно, почему расследование велось некачественно и почему свидетелю велели молчать. Сами полицейские говорили, что их работе всячески препятствовали, а в какой-то момент вообще запретили расследование.

Однако неясно, почему неизвестную убили так жестоко и показательно.

Агент Моссада

Внучка одного из полицейских, который занимался делом, рассказала, что его запретили расследовать из-за обнаруженных связей с Израилем. Моссад во время холодной войны разыскивал военных преступников по всему миру. В организации было больше всего агентов-женщин, а ещё они чаще остальных использовали поддельные имена и паспорта. У неизвестной из Исдалена их было восемь.

Сделка с Израилем

Весной 1970-го неизвестная была в Женеве. Об этом говорят её записи, а в чемодане был швейный набор из местного отеля. Норвежской полиции не разрешили проводить расследование в Женеве приказом "сверху".

Есть предположение, что женщина работала с Франсуа Жену — швейцарским банкиром с профашистскими взглядами, который некоторое время работал в Бельгии на немецкие спецслужбы. За ним активно следила швейцарская полиция. Даты его пребывания в разных городах совпадают с поездками неизвестной из Исдалена. Кроме того, две жены Франсуа были бельгийками.

В 1970-м году Норвегия обещала Израилю тайную поставку "тяжёлой воды" для использования в ядерных реакторах. Возможно, незнакомка должна была следить за сделкой по заданию Жену, и именно поэтому дело замяли.