9 и 10 апреля на Новой сцене. Мировая премьера вечера одноактных балетов, объединённых под общим названием «Четыре персонажа в поисках сюжета», состоялась 10 сентября 2020 года.
В программу вошли четыре балета, поставленных четырьмя зарубежными хореографами. Постановщики, обладающие разным жизненным и профессиональным опытом, принадлежат к разным школам, являются носителями разных стилей, работают в разных техниках танца. У поставленных ими спектаклей общее – лишь одно: все они созданы специально для труппы Большого театра.
Постановочный процесс пришелся на сложное время: июнь 2020 года. Весь мир был разделен на маленькие национальные «ульи» и закрыт в них. Художественный руководитель балета Большого театра Махар Вазиев решил, что для поднятия духа артистов необходимо вновь собрать их и дать возможность работать: «Самое лучшее в жизни балетного артиста – это время, проведенное в репетиционном зале с хореографом, когда создаётся что-то совершенно новое. Когда стало очевидно, что у всех все планы рухнули, я понял, что многие наши артисты соскучились по театру, очень хотят работать. В то же время многие труднодоступные творческие деятели оказались свободны: из-за всемирного карантина планы многих разрушились, обязательства отменились. Я обратился к своим друзьям, а они – к своим. Начал изучать балеты, рассматривать разных хореографов. Выбрал для приглашения четверых. Для меня было важно прежде всего наличие своего танцевального языка. У хореографов была полная свобода выбора – они вольны были в определении темы, идеи, музыки, исполнителей».
Кто-то из выбранных хореографов использует пуанты, кто-то нет, кто-то работает в классической технике, кто-то в более свободной – все они совершенно разные. Выросший в Соединённых Штатах пуэториканец Брайан Ариас совершенно неожиданно обратился в своей постановке, поставленной в классической технике, к образам Ивана Айвазовского, поставив на музыку Глинки и Римского-Корсакова многофигурный балет «Девятый вал». Итальянец Симоне Валастро, незадолго перед этим окончивший собственную сольную карьеру в балете Парижской национальной оперы, взял музыку Дэвида Лэнга, известную по фильму Паоло Соррентино «Молодость». Композитор вдохновлялся библейской «Песни Песней», и в абстрактной форме постановщик воплотил в танце ее атмосферу и эмоции. Болгарин Димо Милев, обративший на себя внимание работами для Нидерландского театра танца, для московского дебюта выбрал музыку Энрике Гранадоса. Его «Угасание» родилось из размышлений о судьбе самого композитора, который был уверен, что погибнет в результате катастрофы и боялся путешествовать морем. После первого триумфа в Метрополитен-опере, случившегося в разгар Первой мировой войны, корабль, на котором он возвращался в Европу, был атакован. Гранадос погиб, пытаясь спасти свою упавшую за борт жену. «Мой спектакль – не пересказ этого сюжета, а попытка передать ощущения от него», – объяснял хореограф.
Француз Мартин Шекс давно работает в Немецкой опере на Рейне. В балете «Тишина» он вдохновлялся духовным содержанием православных песнопений, к которым отсылает использованная в постановке музыка Арво Пярта.
Опусы молодых хореографов дают танцовщикам в один вечер продемонстрировать широту своего профессионального диапазона и разнообразие, которое отличает мир современной хореографии.