Найти тему

Парламент птиц и секретные послания: как средневековая литература сформировала наше представление о Дне святого Валентина

Оглавление

День святого Валентина широко отмечается как день любви, романтики и привязанности. Но как возникла эта традиция? И какое отношение она имеет к средневековой литературе, особенно к поэзии Джеффри Чосера?

Говоря о происхождении Дня святого Валентина, стоит отметить, что его зарождение не совсем ясно. Существует несколько легенд о различных святых по имени Валентин, принявших мученическую смерть 14 февраля в Древнем Риме. Однако ни одна из этих историй не имеет прямого отношения к любви или романтике. Более того, в самых ранних из сохранившихся свидетельств об этих святых ничего не говорится об их любовной жизни или роли в сватовстве.

Немного истории

Считается также, что прародителем современного 14 февраля был древнеримский праздник плодородия и очищения под названием Луперкалии. Он проводился каждый год с 13 по 15 февраля в честь бога Луперка, который защищал стада от волков. Фестиваль также был посвящен легенде о Ромуле и Реме, близнецах-основателях Рима, которых волчица выкормила в пещере под названием Луперкаль.

Праздник начинался с жертвоприношения козла и собаки группой жрецов. Затем они мазали лоб кровью животных и вытирали его шерстью, смоченной в молоке. После пиршества они разрезали козлиные шкуры на полосы и бегали по городу, хлеща ими всех встречных женщин. Считалось, что это обеспечивает плодородие и легкие роды.

На празднике также проводилась своеобразная сватовская лотерея, в ходе которой имена подходящих женщин помещались в кувшин и вытягивались мужчинами. Затем пары проводили вместе весь праздник и часто оставались в отношениях после него.

Луперкалии были популярным и шумным праздником в Древнем Риме, но с распространением христианства они постепенно утратили свою привлекательность. В V веке папа Геласий I запретил этот праздник и объявил 14 февраля днем памяти святого Валентина, мученически погибшего христианского священника, который ассоциировался с любовью и браком.

Некоторые историки считают, что папа выбрал эту дату, чтобы заменить Луперкалии более подходящим христианским праздником. Другие утверждают, что прямой связи между двумя праздниками нет, и что на День святого Валентина повлияли другие традиции. И судя по всему, данная версия больше похожа на правду.

-2

Средневековье и поэзия

Ассоциация между Днем святого Валентина и любовью, вероятно, была придумана Чосером и другими поэтами XIV века. Чосер первым связал католического мученика Валентина с любовью в своей поэме «Птичий парламент» (Parlement of Foules, 1382), написанной в честь годовщины помолвки английского короля Ричарда II с Анной Богемской (позже королевой Англии).

В этой поэме Чосер описывает видение, в котором он становится свидетелем сбора птиц в Саду любви в День святого Валентина. Птицы выбирают себе пару на год, следуя примеру королевского орла, который влюбился в самку орла. Чосер использует природные образы птиц, чтобы выразить идею придворной любви, которая была популярным литературным жанром в средневековом обществе. Придворная любовь подразумевала благородного рыцаря, который служил даме и восхищался ею издалека, часто втайне и без надежды на исполнение.

Поэма Чосера вдохновила других поэтов на написание подобных произведений, в которых День святого Валентина использовался как декорация для любовных историй. Например, Джон Гоуэр написал «Исповедь влюбленного» (Confessio Amantis, 1390), сборник рассказов, в которых исследуются различные аспекты любви, такие как ревность, верность и похоть. Одна из сказок рассказывает о рыцаре, который влюбляется в принцессу в День святого Валентина и должен доказать свою состоятельность, выполняя различные задания. Другой поэт, Шарль д'Орлеан, написал серию любовных стихотворений своей жене, находясь в заточении в Англии после битвы при Азенкуре в 1415 году. Он часто упоминал День святого Валентина как особый повод для выражения своих чувств и тоски.

Эти средневековые поэты также создали некоторые символы и мотивы, которые и сегодня ассоциируются с Днем святого Валентина, такие как птицы и цветы. Птицы считались символами любви, свободы и гармонии, а цветы олицетворяли красоту, свежесть и плодородие. Чосер и его современники часто использовали эти образы для описания своих возлюбленных или создания романтических сцен.

-3

Далее небольшой кусок из «Птичьего парламента», помогающий понять это творчествою Чосер пишет:

Жизнь так коротка, ремеслу так долго учиться, Попытка так трудна, победа так остра, Ужасная радость, всегда так быстро ускользающая; Все это я подразумеваю под любовью, что чувство мое Поражает своей чудесной работой Так сильно, что когда я о нем думаю, То не знаю, проснусь ли я или вздрогну.
Ибо хотя я не знаю любви и не знаю, как он воздает людям, но мне случается часто читать в книгах о его чудесах и о его жестоком гневе; там я читаю, что он будет господином и повелителем, не смею сказать, что его удары так суровы, но Боже сохрани такого повелителя! Я больше не могу.

Чосер и его современники также повлияли на традицию посылать любовные письма и подарки в День святого Валентина. В Средние века влюбленные обычно обменивались стихами, песнями и такими знаками привязанности, как кольца, броши и цветы. Эти признания в любви часто писались на простонародных языках, таких как английский, французский и итальянский, а не на латыни, которая была языком церкви и ученых. Это делало их более доступными и близкими для простых людей.

-4

Дальнейшее развитие идеи

Одними из самых известных примеров средневековых любовных писем являются письма французской поэтессы Кристины де Пизан своему мужу, который умер молодым, и письма итальянского поэта Петрарки своей возлюбленной Лауре, которая была замужем за другим человеком.

Практика отправки любовных писем и подарков в День святого Валентина была популяризирована благодаря печатному станку, который облегчил и удешевил производство и распространение книг и открыток. Первая печатная открытка ко Дню святого Валентина была изготовлена в Англии в XV веке. На ней был изображен влюбленный, предлагающий сердце своей даме. На открытке также был стишок, который гласил:

Роза красна, фиалка голуба, Мед сладок, и ты тоже. Ты — моя любовь, а я — твоя; Я притянул тебя к своему Валентину: Жребий был брошен, и я вытянул, И Фортуна сказала, что это будешь ты.

Этот стишок — один из самых ранних примеров использования цветов в качестве символов любви в День святого Валентина. Роза, в частности, стала общепринятой эмблемой любви, страсти и красоты, благодаря ассоциации с Девой Марией, богиней Венерой и «Романом о розе», знаменитой аллегорической поэмой об искусстве любви. Роза также вдохновила на создание ордена Росикрусиан, тайного общества мистиков и философов, стремившихся раскрыть тайны природы и божественного.

Влияние средневековой литературы на День святого Валентина неоспоримо. Она сформировала то, как мы празднуем любовь, романтику и привязанность, и дала нам некоторые из наиболее устойчивых символов и мотивов этого особого события.

Когда вы в следующий раз пошлете открытку, цветок или стихотворение своему Валентину, помните, что вы следуете традиции, восходящей к XIV веку, и чтите наследие величайших поэтов и писателей всех времен. Счастливого Дня святого Валентина!

Подписывайтесь на Телеграм-канал и Вконтакте.