Найти тему
38,9K подписчиков

«Ваши пальцы пахнут ладаном» - удивительно прекрасный мини-сериал Авдотьи Смирновой «Вертинский»

682 прочитали

Бывает такое, что фильм закончился, а ты продолжаешь «жить» там, что только что увидел, что только что чувствовал. Еще какое-то время вспоминаешь детали, расставляешь акценты, ищешь информацию то об одной личности, то о другой, проверяешь факты, составляешь картинку.

Удивительно тонкий, где-то смешной, а где-то щемящий до слез проект Авдотьи Смирновой как раз из таких. «Вертинский» — это та история, про которую я люблю говорить «атмосферно» и «с послевкусием». С послевкусием таланта, долгих лет эмиграции, запоздалой любви и «Танго Магнолия» со знаменитым бананово-лимонным Сингапуром.

Вертинский абсолютно кинематографичный персонаж, с жизнью, в которой, кажется, было абсолютно всё: от позирования обнаженным, чтобы заработать на кокаин и воровства, до всемирной славы и женитьбы на девчонке моложе его на 34 года.

Шансонье, эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт, певец. Человек-оркестр, безумно скучающий по Родине (он жил и выступал в Константинополе, Париже, Берлине, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Харбине, Шанхае) и вернувшийся в СССР после 25 лет эмиграции в разгар войны.

Кадр из мини-сериала «Вертинский», 2021 год, режиссер Авдотья Смирнова
Кадр из мини-сериала «Вертинский», 2021 год, режиссер Авдотья Смирнова

«Ваши пальцы пахнут ладаном,
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль.
И когда весенней вестницей
Вы пойдете в синий край,
Сам Господь по белой лестнице
Поведет Вас в светлый рай.
Тихо шепчет дьякон седенький,
За поклоном бьет поклон
И метет бородкой реденькой
Вековую пыль с икон.
Ваши пальцы пахнут ладаном,
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль».
(1916 г.)
Кадр из мини-сериала «Вертинский», 2021 год, режиссер Авдотья Смирнова
Кадр из мини-сериала «Вертинский», 2021 год, режиссер Авдотья Смирнова

🎬Вертинский (2021)

Александр Николаевич Вертинский родился в 1889 году в Киеве. Сериал из восьми эпизодов охватывает очень большой период, с 1915 года по 1950-ые, и начинается с того, как молодой 25-летний Саша со своими верными друзьями пытается выжить в стране, которую разрывают на части исторические события мирового масштаба.

Создатели фильма, в первую очередь Смирнова и сценарист Анна Пармас сразу же предупреждают, что в сюжетной линии присутствуют вымышленные персонажи, или персонажи собирательные. Возникает логичный вопрос – зачем?

Мне кажется, что кто-то, как поэт Костя Агеев, введен, чтобы показать тяжелый путь творческого, интеллигентного человека в новой России, путь лагерей, лишений и потери веры. Кто-то, как некоторые пассии Александра Николаевича – чтобы показать, насколько любвеобилен был артист. Всех его дам, конечно, не уместить, да и надо ли, поэтому такой вот вариант «немножко от этой и чуть-чуть от той» может дать представление о ловеласе Вертинском.

Идея фильма принадлежит младшей дочери артиста – Анастасии Вертинской. Она была готова предоставить для съемок семейный архив, закрытый архив Вертинского в РГАЛИ, и вообще всячески содействовать. Консультантом стал историк эмиграции Иван Толстой, внук писателя Алексея Толстого.

В роли Вертинского Смирнова видела только Алексея Филимонова, который отказывался до последнего, но в итоге даже сам пел в кадре.

«Сложно играть человека, который реально жил, тем более — где я, а где он. Мне было и страшно, и интересно: а смогу ли я это сделать? … Я отказывался полгода, Дуня мне все это время звонила и говорила: «Ты будешь сниматься!» И добила все-таки».
Алексей Филимонов

Честно – мне Филимонов понравился. Очень. Он воплотил три возраста — юного, зрелого и пожилого шансонье. Естественно, такие, как Вертинский – товар штучный. Было бы странно, если бы все вдруг начали говорить, что это 100% попадание. Такого просто не может быть. И не должно быть. Но то, как это сделал Александр Филимонов – это здорово. Взгляды, жесты, заломленные руки…

На мой взгляд Филимонову удалось приблизиться к тому, каким был Вертинский. Любимец толпы и женщин, немного сноб, немного развратник. Но в душе - тонкий, очень ранимый, сострадающий человек с высочайшим уровнем эмпатии.

Жизнь Вертинского показана через призму его самых известных песен. В каждой серии они свои: «Юнкерам», «Кокаинетка», «Танго „Магнолия“», «Доченьки», «Лиловый негр», «Над розовым морем»… Как поёт Филимонов? Ну, разумеется, это не Вертинский. Это Филимонов, который поет Вертинского и делает это весьма недурственно.

«Что Вы плачете здесь, одинокая глупая деточка,
Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы?
Вашу тонкую шейку едва прикрывает горжеточка!
Облысевшая, мокрая вся и смешная, как Вы...

Вас уже отравила осенняя слякоть бульварная
И я знаю, что крикнув, Вы можете спрыгнуть с ума!..
И когда Вы умрёте на этой скамейке, кошмарная
Ваш сиреневый трупик окутает саваном тьма...

Так не плачьте ж, не стоит, моя одинокая деточка,
Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы!
Лучше шейку свою затяните потуже горжеточкой
И ступайте туда, где никто Вас не спросит: "Кто Вы?!"»
(1916 г.)

Кто еще задействован в сериале?

Отмечу наиболее значимых персонажей: Виктория Исакова (актриса Марлен Дитрих), Паулина Андреева (актриса немого кино Вера Холодная), Степан Девонин (Александр Осмёркин, художник-авангардист, друг Вертинского), Екатерина Щеглова (Раля, первая жена), Геннадий Смирнов (Михаил Поляков, аккомпаниатор), Павел Ерлыков (Иван Мозжухин, известнейший актер немого кино и друг Вертинского), Михаил Трухин (секретарь посольства СССР в Берлине), Ксения Раппопорт (мать Лиды), ну и, конечно, Анна Мишина (Лида Циргвава, та самая юная вторая жена Вертинского, родившая ему двух дочерей – Марианну и Анастасию, и с которой он прожил 15 лет до самой своей смерти в мае 1957 года. Кстати, вы знаете, что Лидия Вертинская – это та самая Анидаг из «Королевство кривых зеркал»?).

Сериал визуально просто роскошный. Чувственный (включая откровенные сцены), как мне кажется, достоверный эпохе и безумно красивый. Антураж и интерьеры, костюмы и украшения, шляпки и туфли, посуда, чемоданы, трости, абажуры… Всё прекрасно. За реквизит – жирная пятерка. В «Вертинском» какая-то особая стилистика, которая сочетает в себе французский ар-деко, нуар, немецкий экспрессионизм и где-то даже кабаре. И в центре всего этого – неповторимый Александр Вертинский.

Я прекрасно понимаю, что сериал не документальный, это художественное изложение, и не нужно искать в нем истину в последней инстанции. Я даже решила прочитать мемуары Вертинского «Дорогой длинною», хотя говорят, что и там достаточно искаженных фактов и принимать на веру все написанное не стоит (я даже примерно понимаю, о каких периодах жизни идет речь, учитывая расхождения с письмами артиста), но всё равно очень интересно. Хочется погрузиться полностью в эту тему.

«Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрожавшей рукой,
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в Вечный Покой!
Осторожные зрители молча кутались в шубы,
И какая-то женщина с искаженным лицом
Целовала покойника в посиневшие губы
И швырнула в священника обручальным кольцом.
Закидали их елками, замесили их грязью
И пошли по домам — под шумок толковать,
Что пора положить бы уж конец безобразью,
Что и так уже скоро, мол, мы начнем голодать.
И никто не додумался просто стать на колени
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги — это только ступени
В бесконечные пропасти — к недоступной Весне!»
(1917 г.)
Кадр из мини-сериала «Вертинский», 2021 год, режиссер Авдотья Смирнова
Кадр из мини-сериала «Вертинский», 2021 год, режиссер Авдотья Смирнова

И у меня два вопроса:

1. Смотрели ли вы сериал?

2. Как относитесь к творчеству и личности (а это разные вещи) «русского Пьеро» Вертинского?

Спасибо за внимание, друзья)