/ подробно и доступно /
Из-за резкого роста цен на автомобильные шины европейских и корейских марок, обусловленного ускорением инфляции в стране, девальвацией рубля, удорожанием логистики в результате санкционных мер в отношении РФ и уходом иностранных дилеров с нашего рынка, автолюбители вынуждены искать альтернативу проверенным и привычным шинным брендам. И этой альтернативой, в большинстве случаев, становятся производители из Китая. Отличительные особенности китайских шин — невысокая цена, широкая модельная линейка и большой выбор рисунков протектора, который покрывает почти все потребности рынка.
Китайской резины в России становится всё больше, но проблема в том, что ее тестов от авторитетных изданий по прежнему пока мало. А так как передо мной тоже сейчас встала необходимость выбора новой летней резины в условиях ограниченного бюджета, то решил разобраться в этом вопросе самостоятельно, опираясь на открытые данные.
Выяснилось, что сейчас в продаже у нас представлено уже более 20 брендов китайских шин. Согласно различным источникам, доля китайских брендов в общем объеме российского рынка увеличилась сейчас до 25% и продолжит расти. Нужно понимать, что некоторые из представленных моделей принадлежат одним и тем же компаниям-производителям и, по сути, являются их дочерними суббрендами. Такая практика очень распространена у китайских шинных производителей. Зачастую даже бывает, что рисунки протекторов у суббрендов идентичны, хотя из-за разницы в цене состав смеси для производства данной резины, видимо, может отличаться.
Мониторинг цен на сайтах крупных шинных дилеров показал, что диапазон цен на резину из Китая довольно существенный. Одни шины стоят дешево, даже порой формируя нижнюю ценовую границу в своём сегменте, другие по цене почти дотягивают до средних моделей покрышек от известных марок из Европы и Кореи. Существует ли при этом прямая зависимость между ценой и качеством, можно косвенно судить ориентируясь на основные характеристики шин: класс топливной экономичности, сцепления на мокром покрытии и уровень шумности, а также на символы соответствия зимних шин критериям повышенной безопасности на снегу/льду.
При выборе китайских шин одним из критериев для себя определил принадлежность бренда крупному производителю. Для этого изучил рейтинги европейских и китайских профильных изданий и агентств. Ранжирование они в основном осуществляют по определению объёмов производства и продаж (выручки).
Почему стоит ориентироваться на рейтинг объёмов продаж? Количество проданных шин — это косвенный показатель качества. Потребитель всегда «голосует кошельком» и шины плохого качества никогда не выведут их производителя в мировой топ. К тому же в рейтинг попадают в основном крупные компании, которые имеют большой опыт, огромные производственные мощности и могут позволить себе исследовательские подразделения, лаборатории контроля качества, обширную дилерскую сеть.
Тройка крупнейших производителей шин в Китае выглядит сейчас так: 1.Hangzhou Zhongce Rubber Group (ZC Rubber), 2.Sailun Jinyu Group и 3.Shandong LingLong Tyre (подробнее про бренды и производителей смотрите в моём профиле вторую часть данной статьи).
Надо сказать, что объёмы производства шин в Китае поражают. В качестве наглядного примера приведу такое сравнение: ёмкость рынка автомобильных шин в РФ оценивается в 30 млн штук, примерно такое же количество в год выпускает только одна компания Triangle Group — 5й по объёмам выпуска производитель шин в Китае. При этом, только крупных шинных производителей в стране я насчитал около 50, а всего их более 500. Количество выпускаемых ими покрышек превышает 900 млн штук, а число брендов китайской резины, по некоторым экспертным оценкам, уже перевалило за 10 тысяч!
Во второй части данной статьи (смотрите её в моём профиле) я разместил подробную информацию с описанием принадлежности шинных брендов тем или иным китайским производителям (концернам). Долго собирал эти сведения на различных информационных ресурсах (в том числе англоязычных). В результате получился большой материал в обобщенном виде, который в Сети вы нигде больше не найдёте. Надеюсь, что эта информация будет вам полезной и при выборе автошин позволит лучше разобраться в многообразии моделей китайской резины.
Но, конечно, главным критерием при выборе резины для меня были результаты тестов и отзывы реальных пользователей китайских шин. С этим, к сожалению, есть некоторые проблемы. Дело в том, что китайская резина стала пользоваться активным спросом на российском рынке сравнительно недавно, при этом, в последнее время на наш рынок вышло очень много новых брендов из Китая, в результате по большинству продаваемых сейчас моделей китайских автошин просто нет отзывов в интернете... Серьёзных сравнительных тестов китайской резины в автомобильных изданиях тоже очень немного.
Изучая имеющиеся в сети результаты тестов китайских шин приходишь к выводу, что пока главный их недостаток — это отсутствие сбалансированности характеристик. То есть к примеру, какая-то модель китайского производителя может показывать отличные характеристики управляемости, но при этом сильно проигрывать конкурентам по длине тормозного пути, или наоборот — демонстрировать хорошие показатели тормозного пути, но при этом иметь повышенный износ или шумность.
Также выяснилось, что, к сожалению, на сегодняшний день большинство китайских шин не отличаются технологичностью, и если европейские бренды вкладывают огромные средства в разработку и внедрение новых материалов и решений, которые позволяют совершенствовать выпускаемую продукцию, то китайцы, похоже, пока главным образом сосредоточены на увеличении выпуска продукции в бюджетном и среднем сегменте, которая, благодаря доступной цене, позволяет им завоевывать мировые рынки.
Большое количество представленных сейчас в продаже китайских автошин базируются на старых разработках крупных европейских и японских производителей. В некоторых моделях китайцы применяют реплики протекторов шин популярных мировых брендов.
К сожалению, китайские производители до сих пор не освоили производство шин категории RunFlat (технология производства, позволяющая за счет упрочнения боковины шин, при проколе проехать на покрышке ещё около 100 км).
Но нельзя не отметить, что за последнее десятилетие китайская шинная промышленность сделала существенный скачок по качеству выпускаемой продукции, что привело к улучшению репутации китайской резины в мире. Китайцы начинают активно развивать исследовательские центры, переманивают к себе инженеров от зарубежных конкурентов, покупают у европейских компаний патенты на производство их моделей шин предыдущего поколения.
ПО ИТОГУ
Покупать или нет сейчас китайские автошины решать вам. Для себя я выбор сделал — купил комплект летней резины от китайского производителя Qingdao Keter Tyre (входит в концерн Shandong LingLong Tyre Company). По результатам эксплуатации обязательно напишу отзыв.
При выборе китайских автомобильных шин рекомендую ориентироваться на следующие критерии:
- положительные отзывы покупателей и хорошие результаты профессиональных тестов резины (в интернете много профильных сайтов, форумов и автомобильных изданий, есть отзывы на сайтах крупных шинных дилеров);
- принадлежность бренда крупному шинному производителю (смотрите в моём профиле вторую часть данной статьи, там собрана вся необходимая информация по данному вопросу);
- обращайте внимание на средний и верхний ценовой сегмент китайских шин, так как у них в основном приемлемое качество, а цена всё равно заметно дешевле продукции популярных европейских брендов; не ждите от самой дешёвой китайской резины выдающихся характеристик, даже если рисунок протектора повторяет какие-то ранее популярные модели, потому что экономия здесь достигается за счёт применения более дешевых материалов при производстве резиновой смеси, что обязательно отражается на качестве шин, их потребительских свойствах и сроке безопасной эксплуатации;
- не советую пока приобретать китайскую всесезонную резину, в данном сегменте очень важна сбалансированность характеристик шины и применение новейших технологий для обеспечения безопасности, что особенно важно в условиях российского климата, к сожалению, пока китайцы не добились здесь значимых успехов;
- шипованная зимняя резина в Китае непопулярна, для экспортных поставок они производят лишь заготовки под «ошиповку» с отверстиями под шипы, которые устанавливаются уже в стране реализации, поэтому готовые ошипованные покрышки, в итоге, получаются низкого качества.
Середович.