Ровно два года назад, 15 февраля 2022 года, Анна Щербакова выиграла короткую программу в женских одиночных соревнованиях на Зимних Олимпийских играх в Пекине.
Именно выиграла – недоразумение с первой строчкой в протоколе уже исправлено. Справедливость восторжествовала, ведь именно Анна показала безусловно лучшую короткую программу из всех. И это, несомненно, была лучшая короткая программа у женщин, которую когда-либо видели Олимпийские игры, начиная с 1908 года, с того самого момента, когда фигурное катание впервые вошло в программы Олимпиад.
Берут большие сомнения, что в ближайшем будущем мы станем свидетелями чего-то подобного.
Если вспоминать предысторию, нельзя не отметить, что Анне пришлось пройти тяжёлый путь. С этой короткой, поставленной Даниилом Глейхенгаузом на музыку Инона Зура «Dangerous Affeirs», всё было очень непросто.
В олимпийский сезон Аня входила в статусе действующей чемпионки мира и действующей трёхкратной подряд чемпионки России, первого номера мирового рейтинга, но отношение к ней явно не соответствовало её статусу. Её предали, мы знаем кто, но не будем о плохом, по крайней мере, в этой статье – для этого будут другие, в том числе продолжение серии статей о самой закономерной олимпийской чемпионке.
Так уж вышло, что из-за крайне неудачной, мягко говоря, первой короткой, в которой Ане словно специально не дали показать свои лучшие качества, уже по ходу сезона пришлось в экстренном порядке ставить новую.
Наверное, логичнее было вернуться к победной короткой прошлого сезона под Жюля Массне, тем более что на международном уровне она была представлена всего два раза.
Короткая под «Элегию» Массне в тяжёлом пандемийном сезоне была доведена практически до совершенства. Казалось, лучшей короткой уже не поставить – зачем менять? Судьям она тоже полюбилась, хотя они традиционно зажимали Ане оценки. Но поскольку это было известно заранее, было понятно, что нужно делать.
Однако 19 ноября 2021 года на этапе Гран-при Internationaux de France 2021 в Гренобле Анна в короткой представила программу на музыку Инона Зура «Dangerous Affeirs». До Олимпиады оставалось менее трёх месяцев, и это был огромный риск, тем более что судьи не благоволили к сменам программ по ходу сезона. Но главная сложность заключалась в другом: слишком сложная и быстрая музыка не давала права даже на минимальную расслабленность. Эту программу в олимпийский сезон нужно было выкатывать и выкатывать и явно не три месяца. Перед Аней стояла сложнейшая задача, для любой другой фигуристки - невыполнимая.
Сезоном ранее восхищались тем, как Аня смогла великолепно воплотить трудную для фигурного катания музыку Массне, так, словно великий композитор писал свою «Элегию», глядя на то, как под неё блестяще и эмоционально катается Анна Щербакова, родившаяся примерно через 100 лет после появления на свет композиции, ставшей мировой классикой. Теперь предстояло сделать то же с совершенно иной музыкой Зура, воплотить прямо противоположный образ. Причём, в условиях цейтнота.
На Чемпионате России прокат был близок к идеалу – наконец-таки получилось выполнить сложнейший коронный каскад тройной Лутц – тройной Риттбергер. Но весь сезон тройной Риттбергер в каскаде не шёл – мешали травмы и последствия болезни, которые не прошли бесследно.
«Dangerous Affeirs» - явно не та музыка, под которую можно было рисковать. Чемпионат Европы это показал, и Аня не стала рисковать, заменив Риттбергер на Тулуп. И это было абсолютно верное решение. Если бы у Ани было больше времени на выкат этой программы, мы бы Риттбергер в короткой в Пекине, безусловно, увидели. Но, как мы помним, Ане очень сильно мешали. Собственно говоря, была поставлена задача: все против Щербаковой. Но раз все против Щербаковой, значит, Щербакова против всех. И она этим всем показала, сделала то, чего бы не смогла сделать в таких условиях ни одна фигуристка в мире.
Пекин увидел лучшую из тех, кто был; лучшую из тех, кто есть; лучшую из тех, кто будет (надеюсь, легендарный Брет Харт, не обидится на меня, за то, что я перефразировал его слоган, ведь он как нельзя лучше подходит для оценки выступлений Анны Щербаковой в Пекине).
Сам Анин прокат подробно я описывал год назад. Поэтому в этот раз сосредоточусь на впечатлениях. А это было что-то невероятное и неповторимое, волшебное и завораживающее, перехватывающее дыхание, проникающее насквозь. Всё исполнено идеально в сумасшедшем темпе на одном дыхании. Поражала и продолжает поражать удивительная синхронность – никогда, ни у кого, ни среди женщин, ни среди мужчин я не видел такой абсолютной синхронности в движениях и музыке. Повторюсь: одно дело медленная, хоть и очень сложная, «Элегия» Массне, но не менее сложные и очень быстрые «Опасные дела» Инона Зура, на мой взгляд, синхронизировать с движениями на льду практически невозможно, но Анна Щербакова это сделала. Аня не просто выполняла прокат короткой программы, она буквально парила надо льдом.
Отточенные движения сочетались с исходящей из богатого внутреннего мира Ани артистичностью. Прыжки настолько органично вписывались в композицию и музыку, что казалось, что они происходили без какой-либо подготовки: одно движение плавно переходило в следующее, а за приземлением выезд моментально продолжался новым движением. Кроме Щербаковой, так не исполняет никто. И это признают так или иначе практически все специалисты. Да что там говорить, эмоции комментаторов (причём разных) после олимпийских прокатов Анны Щербаковой очень сильно отличались от эмоций после прокатов других. Отличались абсолютно искренним восхищением, а не набором заученных фраз, которые нужно сказать.
Пересматривать Анину олимпийскую короткую можно бесконечно. Такой интерпретации музыки, сочетающейся с безупречной техникой, мы не увидим ни у кого. Это был настоящий шедевр, который будут вспоминать ещё долгие годы!
© Ратибор Волхов, 15.02.2024