Отобрал 5 лучших книг по сторителлингу для писателей и сценаристов по моему мнению. Не пугайтесь, что большинство из них про сценарное мастерство - в нем очень хорошо даются техники сторителлинга при минимуме воды. Именно поэтому я не включил в список, например, "Как писать книги" Стивена Кинга - при всей моей любви к некоторым его произведениям, эта книга больше похожа на сборник рассказов, нежели на обучение сторителлингу.
5 место: "Тысячеликий герой" Джозефа Кемпбелла
Для широких масс книга стала популярной после того, как репер Оксимирон написал текст на ее основе. Кэмпбэлл - создатель мономифа, а его книгой вдохновлялся Джордж Лукас при написании сценария "Звездных войн".
Плюсы: серьёзная культурологическая работа, изучающая принцип создания древних мифов, и на их основе показывающая, как построить историю. Богатый и красивый язык повествования.
Минусы: собственно, те же, что и плюсы. Из-за того, что книга близка к научной работе, её тяжело читать. Тем, кто ищет практических конкретных советов не рекомендую. Тем же, кто хочет углубиться в философию зарождения сторителлинга будет интересно!
4 место: "Спасите котика" Блейка Снайдера
Книга от автора комедийных сценариев голливудского кино. Что же она здесь делает? Принципы сторителлинга везде одинаковы, к тому же, писателям стоит поучиться у сценаристов, это поможет сделать историю динамичнее и уберёт лишнюю воду из текста.
Фраза, вынесенная в название, означает что герой должен в начале "спасти котика" - совершить какой-то хороший поступок, что зритель или читатель смог себя с ним проассоциировать.
Плюсы: простой язык изложения.
Минусы: все-таки автор комедийный, и понимает не все жанры - это стоит учитывать при чтении книги.
3 место: "Анатомия истории" Джона Труби
Книга посвящена созданию сценариев для кино, даже больше - великих сценариев для великого кино, как пишет автор. Если вы хотите понимать, как устроены голливудские фильмы - вам сюда.
Плюсы: погружение в мир голливудского кино, понятные графические схемы.
Минусы: большинство примеров фильмов, которые приводит автор, безнадёжно устарели.
2 место: "Кино между адом и раем" Александра Митты
И снова мы про кино, но теперь - с точки зрения метра советского кинематографа. Страницы книги пахнут театром и кинематографической плёнкой. Митта с искренней любовью к делу рассказывает о кино (можно ещё посмотреть видео-версию в интернете). К слову, советский кинематограф считался сильнейшим в мире, и американские режиссёры приезжали в СССР смотреть, как снимают наши.
Плюсы: старая советская школа, сделанная с любовью. Подробно и интересно о таких понятиях как "катарсис", "конфликт" и т.д.
Минусы: те же, что и плюсы. Возможно, кому-то подача покажется устаревшей.
1 место: "Букварь сценариста" Александра Молчанова
Лучшее что я читал в этом жанре! Когда я нашёл эту книгу, то понял что другие уже не нужны. Если вас не сильно интересует философия древних мифов и секреты Голливуда - то вам сюда. Впрочем, Молчанов в своей работе опирается почти на все вышеназванные книги, поэтому "Букварь" - квинтэссенция информации по сценарному ремеслу.
Плюсы: максимально доступно и понятно поданная информация. Без воды, кратко, схематично.
Минусы: не нашёл.
Пользуйтесь, читайте, прокачивайте свое мастерство рассказывать истории!
А вы читали что-то из этого списка?