Автор картины - на тот момент двадцатишестилетний учащийся Императорской академии художеств Валерий Иванович Якоби. Довольно зрелая работа не только в отношении реализации, но и с точки зрения замысла. Картина была оценена по достоинству - Якоби получил за неё малую золотую медаль.
Называется художественное полотно - "Светлое Воскресенье нищего". Честно говоря, вариантов трактовки происходящего у меня несколько.
Со Светлым Воскресеньем всё понятно - на картине изображено пасхальное утро или пасхальный день. Праздничная служба происходит ночью, люди - нарядные, в праздничном настроении приходят к храму с корзинками, полными куличей, творожных пасок, крашеных яиц, сыра.
С мясными продуктами сложнее: в Триоди Цветной и Требнике перед Молитвой благословения сыра и яиц написано:
Яйца же и сыръ принесенные поставляются в притворе, в церковь же отнюдъ не подобает вносити.
Перед Молитвой благословения мясного, во святую и великую неделю Пасхи сказано:
Ведомо же буди и се, яко мяс православнии христиане к церкви не приносят, но в дом ко иерею.
То есть мясное в храм не вносилось, но священники беспрепятственно освящали колбасы и нарезки у себя дома, который в те времена всегда был рядом с храмом.
На что могли надеяться нищие в Пасхальный день? Как минимум на вкусное и щедрое подаяние. Более обильное, чем в обычные дни.
На картине видим, что уставший после бессонной ночи старик не принёс домой практически ничего. Быть может, обессиленный дедушка был оттеснён другими нищими на невыгодную позицию. Либо пожертвование уже из торбы отобрали лихие люди - более молодые и сильные нищие. А может деревенька, где он живёт с семьёй, настолько бедная, что подать людям старику практически нечего - сами едва живы.
Пожилая женщина (похоже, что это жена старика) выложила содержимое торбы на стол. Там яйцо, луковица и либо хлеб, либо же маленькие кусочки кулича. Она смотрит на мужа требовательно-вопросительно, но беззлобно. Конечно, она ожидала большего, но уж что есть.
В бедной избе, кроме стариков, ещё есть молодая женщина - дочь или, скорее всего - невестка, склонившаяся, видимо, над колыбелью с грудным младенцем. Похоже, что она вдова, и дедушка - единственный кормилец в семье. Предположить, что муж на заработках в городе, могу, но с трудом. 1860 год - это ещё время крепостного права. Если муж молодой женщины и сын стариков отходник - т.е. зарабатывает где-то в городе или ходит по сёлам, предлагая своё мастерство, скажем, сапожника - то уж больно плохо это у него получается. Семья живёт в крайней бедности.
Ещё одно дитя - рядом со стариками, в центре картины - вопросительно смотрит на дедушку в ожидании гостинца. Малыш в рваной рубашонке, но упитан, в руках его маленький толстенький щенок (этот щенок, по-моему, - единственное слабое место картины - малыш держит его без видимых усилий, тогда как по щенку видно, что он тяжёл). Похоже, что малышам в семье отдаётся последнее.
На балке под потолком висит какая-то плетёная верёвка. Могу предположить, что это была плетёнка лука. Сейчас она абсолютно пустая. Тяжёлое время для крестьянства - припасы на зиму уже съедены, до нового урожая ещё далеко...
---
Вторая версия - старики друг другу не родственники. Нищий дедушка просто шёл, куда глаза глядят, ночуя, где приветят или под открытым небом, питаясь тем, что подадут.
И в светлый Христов Праздник нищего пустила к себе в избу только крайне бедная крестьянская семья. Очень нуждающаяся, но милосердная. Из угощения у них - крашенка, лук да хлеб. Нищий смущён, ему совестно объедать бедняков, но дальше идти нет сил, да и не привечает особо никто, кроме понимающей его положение бедноты. Малыш вышел посмотреть на незнакомца - видно, что дитя неробкое. Хозяйка - сама в рваной рубашке (нет сменной одежды даже для Светлого Праздника) - смотрит на нищего без излишней сентиментальности, но по-своему приветливо. Она живёт по слову Христову и делится с обездоленными всем тем, что у неё есть - нехитрой едой и кровом.
---
Какая бы из моих версий ни была верной - одно несомненно: у В. И. Якоби получилась картина-проповедь, где так много сказано без слов. И ярко освещённые в тёмной избе лица, фигуры стариков и младенца недвусмысленно дают понять зрителю, что таковых есть Царствие Небесное.
Всем прекрасного дня, достатка и милосердия.
---
ღ Если хотите что-то добавить или, наоборот, возразить - добро пожаловать в комментарии ღ
---
Было интересно? Тогда поддержите публикацию лайком. Вам не трудно, автору очень приятно))