Найти в Дзене
Антрополе

Кулинарный трэш из этнографических записок Миклухо-Маклая и Нансена

Читая дневники этнографов 19 века, удивляюсь некоторым особенностям кулинарии и пищи у первобытных народов. Например, Нансен описывает, как эскимоски в процессе выделки шкур животных и птиц обгладывают жир: «Когда хотят приготовить шкурки птиц, то сначала тщательно высушивают перья, а затем шкурки выворачиваются; слой жира со стороны, обращенной к мясу, как можно лучше соскабливается ложкой или раковиной и съедается - он чрезвычайно вкусный. После этого шкурки вешаются к потолку для просушки. Через несколько дней жир удаляется жеванием <…> Упомянутое выше жевание - удивительный процесс. Берут сухие вывернутые шкурки, с которых чуть ли не капает жир, и начинают сосать с какого-нибудь края, пока не высосут всего жира, а шкурка в этом месте не станет мягкой и белой; затем про- должают медленно зажевывать дальше и дальше, пока шкурка мало-помалу не очутится во рту вся; под конец она выплевывается в обезжиренном состоянии. Этой работой заняты главным образом женщины и дети, и она является ж

Читая дневники этнографов 19 века, удивляюсь некоторым особенностям кулинарии и пищи у первобытных народов.

Например, Нансен описывает, как эскимоски в процессе выделки шкур животных и птиц обгладывают жир:

«Когда хотят приготовить шкурки птиц, то сначала тщательно высушивают перья, а затем шкурки выворачиваются; слой жира со стороны, обращенной к мясу, как можно лучше соскабливается ложкой или раковиной и съедается - он чрезвычайно вкусный. После этого шкурки вешаются к потолку для просушки. Через несколько дней жир удаляется жеванием <…>

Упомянутое выше жевание - удивительный процесс. Берут сухие вывернутые шкурки, с которых чуть ли не капает жир, и начинают сосать с какого-нибудь края, пока не высосут всего жира, а шкурка в этом месте не станет мягкой и белой; затем про- должают медленно зажевывать дальше и дальше, пока шкурка мало-помалу не очутится во рту вся; под конец она выплевывается в обезжиренном состоянии. Этой работой заняты главным образом женщины и дети, и она является желанным занятием, так как весь жир проглатывается; в трудные времена может случиться, что и мужчины рады получить разрешение помочь. Когда входишь в дом, то все эти жующие люди производят очень странное впечатление: у каждого во рту по шкурке. Благодаря этому процессу гренландские шкурки очень хороши. Многие с восхищением смотрят на великолепные гагачьи шкурки, которые можно встретить в некоторых европейских домах, не подозревая, какому процессу они подверглись. И не одна дама в Европе испытала бы отвращение, если бы только знала, через сколько очаровательных или менее очаровательных ртов прошли далеко на севере эти птичьи шкурки, которыми она украшает себя!»

Гренландские эскимоски, фото Фритьофа Нансена
Гренландские эскимоски, фото Фритьофа Нансена

А вот Миклухо-Маклай описывает гостеприимство папуасов в Новой Гвинее (1871-1873 гг.):

"Возвращаясь в деревню, я был остановлен у одной хижины: хозяин пожелал поднести мне подарок и, схватив какую-то несчастную собаку (которая, вероятно, не ожидала такого конца) за задние лапы, ударил ее с размаха головой о соседнее дерево и, размозжив ей таким образом череп, положил ее к моим ногам. Он это сделал так скоро, что я не успел остановить его. Поняв, что это был подарок и не желая обидеть дарящего, я принял его, но попросил, чтобы хозяин сам приготовил, сварил или изжарил бы собаку. Когда мне подали целый табир с кусками вареного собачьего мяса, я роздал обступившим меня туземцам по кусочку, оставив большую порцию Каину, небольшую Ульсону и маленькую себе."

Также Миклухо-Маклай про своих слуг из Полинезии:

"…в мою отлучку двое жителей Горенду принесли три свертка: для меня, для Ульсона и Боя. Я приказал их раскрыть, и в них оказались вареные бананы, плод хлебного дерева и куски какого-то мяса, похожего на свинину. Мясо мне не особенно понравилось, но Ульсон и Бой ели его с удовольствием. Когда они кончили, я очень смутил их замечанием, что это, вероятно, человеческое мясо. Оба очень сконфузились и уверяли, что это была свинина, однако я остался в сомнении."

Если Вам интересны заметки из истории этнографии и современных экспедиционных исследований, подписывайтесь на мой канал!