Шипящие звуки – вещь в языке всем очевидная, но требующая к себе повышенного внимания, так как правильно писать гласные после них не у каждого получается верно.
Трудность с написанием О-Е после шипящих и Ы-И после Ц связана с тем, что произношение таких слов не совпадает с их написанием:
✔️ в словах ЦИРК, ЖИВОТНОЕ, МЫШЬ звуки [Ц, Ж, Ш] твёрдые, хотя после них пишутся буквы, указывающие на их мягкость;
✔️ в словах ЧАШКА, ЧУВСТВО, ЩУКА звуки [Ч’, Щ’] мягкие, хотя после них пишутся буквы, указывающие на их твёрдость.
Почему возникла такая противоречивая ситуация с данными звуками и как правильно выбирать гласные после них, читаем ниже.
Данный материал будет актуален для учащихся 4-11 классов, а также пригодится при сдаче ОГЭ (задания 6,7) и ЕГЭ (задания 9,11).
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto
Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.
Вопрос 1. КТО ВИНОВАТ?
Звуки [Ж’, Ш’, Ц’] возникли как мягкие согласные и со временем отвердели. Вопрос о времени отвердения [Ж’], [Ш’], [Ц’] решается по данным письменных памятников на основе написания буквы Ы после соответствующих букв Ж, Ш, Ц.
Приблизительно к 14 веку отвердели шипящие звуки. Звук [Ц] отвердел приблизительно к 16 веку. Сохранились документы тех времён, где встречается написание ЖЫ, ШЫ, ЦЫ. Например, в Духовной грамоте Дмитрия Донского 1389 г. (жывите, держытъ, Шышкинъ), в Домострое (нацыдят, концы).
На сегодняшний день звук [Ц’] сохранился в некоторых севернорусских диалектах, а также в украинском языке (есть и твёрдый, и мягкий).
Звук [Ч’] сохранил свою мягкость в русском литературном языке, но в восточнославянских языках есть и твердый [Ч] (в белорусском языке и частично в украинском языке).
Вопрос 2. ЧТО ДЕЛАТЬ?
Как обычно, воспользоваться простым алгоритмом написания
✔️ 1. гласных О-Ё после шипящих,
✔️ 2. О-Е после Ц,
✔️ 3. Ы-И после Ц.
В сегодняшней статье разговор о гласных О-Ё после шипящих.
АЛГОРИТМ НИЖЕ👇👇👇
❤️ ЭТАП 1. Где пропущена гласная?
👉Ответ: В КОРНЕ. Вывод: перехожу к этапу 2.
👉Ответ: НЕ В КОРНЕ. Вывод: перехожу к этапу 3.
❤️ ЭТАП 2. Можно ли изменить слово таким образом, чтобы на месте пропуска оказалась буква Е?
👉Ответ: МОЖНО. Вывод: пишу Ё.
👉Ответ: НЕЛЬЗЯ. Вывод: пишу О.
❤️ ЭТАП 3. Является ли слово глаголом или образованным от глагола словом?
👉Ответ: ДА. Вывод: пишу Ё.
👉Ответ: НЕТ. Вывод: пишу О.
ПРИМЕРЫ:
В КОРНЕ 👇👇👇
✔️ ЖЁВАНЫЙ – в корне -ЖЁВ- пишем Ё, так как при изменении слова (ЖЕВАТЬ) буква Ё перешла в Е.
✔️ БЕСШОВНЫЙ – в корне -ШОВ- пишем О, так как при изменении слова (ШОВ, ШОВЧИК) буква О не перешла в Е.
НЕ В КОРНЕ 👇👇👇
✔️ БОРЩОК, КИРПИЧОМ – не в корне (корень -БОРЩ-, -КИРПИЧ-) пишем О, так как данные слова не глаголы и не образованы от глагола.
✔️ СУШЁНЫЙ, ЖЖЁТ– не в корне (корень -СУШ-, -ЖЖ-) пишем Ё, так как первое слово образовано от глагола СУШИТЬ, а второе является глаголом.
ВСЁ!
Теперь некоторые важные ПРИМЕЧАНИЯ к данному правилу:
В КОРНЕ👇👇👇
❤️ 1. Помним про пару корней ЖОГ-ЖЁГ, где базовое правило (переход Ё в Е) не работает.
Выбор гласной в этих корнях зависит от части речи.
👉ЖОГ – в существительных и прилагательных (не отглагольных словах):
✔️ Меня мучит сильный ОЖОГ (сущ.)
✔️ Подростки совершили ПОДЖОГ сухой травы (сущ.).
✔️ Я приехал в ОЖОГОВЫЙ центр (прил.)
👉ЖЁГ – в глаголах и причастиях (отглагольные слова):
✔️ Малыш ОЖЁГ руку (гл.)
✔️ Подросток ПОДЖЁГ сухую траву (гл.)
✔️ Человек, ОЖЁГШИЙ руку, обратился к врачу (прич.)
❤️ 2. Гласная О в корне слов ЖОКЕЙ, ЖОНГЛЁР, ШОКОЛАД, ШОССЕ, ШОФЁР, ШОВИНИЗМ, ШОТЛАНДИЯ и т.д. не относятся к этому правилу, потому что переход Ё в Е ищем только для гласных, находящихся В УДАРНОЙ ПОЗИЦИИ.
Написание этих слов нужно ЗАПОМНИТЬ и приведённым выше правилом для корней не проверять.
❤️ 3. Даю небольшие списки слов (эти слова оказались трудными для моих учеников), где школьники затрудняются в выборе гласной в корне, поскольку сомневаются в наличии или отсутствии слова с переходом Ё в Е.
👉Пишем О, перехода Ё в Е нет: ЧОПОРНЫЙ, АРТИШОК, ТРУЩОБА, КАПЮШОН, ШОМПОЛ, ЧОКАТЬСЯ, ЧОКНУТЫЙ, ШОРЫ, ШОРОХ, ВЕЧОР, КРЮШОН, МАЖОР, ЧОХ, СВЕРЧОК.
👉Пишем Ё, переход Ё в Е есть: ЧЁБОТЫ (чеботарь), ЧЁЛН (челнок), САЖЁНКИ (сажень), ЧЁЛКА (чело), ЖЁРНОВ (жернова), КОШЁЛКА (кошель), ЖЁЛОБ (желобок).
НЕ В КОРНЕ 👇👇👇
❤️ 1. Для гласных после шипящих, стоящих после корня, морфема принципиального значения не имеет: для суффиксов и окончаний правило выбора гласной одинаковое.
✔️ ХОЛЩОВЫЙ (суффикс -ОВ, не от глагола), СВЕЧОЙ (окончание -ОЙ, не от глагола)
✔️ КОПЧЁНЫЙ (суффикс -ЁН, от глагола), ПЕЧЁМ (окончание -ЁМ, глагол)
❤️ 2. Если гласная после корня находится в безударной позиции, после шипящих пишем только Е:
✔️ ОРЕШЕК (безударный суф. -ЕК), ТИШЕ (безударный суф. -Е), РЫЖЕГО (безударное окончание -ЕГО), ПИШЕТ (безударное окончание -ЕТ)
❤️ 3. Есть суффиксы, написание которых легче запомнить, чтобы не возникли проблемы с проверкой слов (отглагольные они или нет):
👉суффикс -ЁР: РЕТУШЁР, УХАЖЁР, СТАЖЁР, ДИРИЖЁР
👉суффикс -ОНК: ДЕВЧОНКА, ДЕНЬЖОНКИ, РАСПАШОНКА
❤️ 4. Даю небольшой список слов (эти слова оказались трудными для моих учеников), где школьники затрудняются в выборе гласной после корня, поскольку сомневаются в том, являются ли слова отглагольными или нет.
✔️ СГУЩЁНКА (сгущённое молоко от гл. СГУСТИТЬ)
✔️ ТУШЁНКА (тушёное мясо от гл. ТУШИТЬ)
✔️ НОЧЁВКА от гл. НОЧЕВАТЬ
✔️ ТРЕЩОТКА (лучше запомнить, так как среди лингвистов нет единого мнения относительно причин написания О: одни выделяют корень ТРЕЩОТК-, другие – суффикс -ОТК от сущ. ТРЕСК; третьи – суффикс -ОТК от гл. ТРЕЩАТЬ и называют его исключением).
✔️ РАСПАШОНКА (лучше запомнить, так как, с одной стороны, оно отглагольное и вроде бы нужно писать Ё; с другой стороны, здесь срабатывает суффикс -ОНК по аналогии со словами РУБАШОНКА, КНИЖОНКА, РУЧОНКИ).
❤️ 5. Все слова, в которых есть форма предложного падежа местоимения ЧТО, пишем с Ё:
✔️ О ЧЁМ, НА ЧЁМ, НИПОЧЁМ, ПОЧЁМ, ПРИЧЁМ
И напоследок. Отдельно нужно запомнить сочетания ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА, а также ЖУ-ШУ (всегда пишутся с У, кроме трёх слов ЖЮРИ, БРОШЮРА, ПАРАШЮТ). Но это вы и без меня знаете!😊
Следите за публикациями. Следующая статья будет посвящена гласным О-Е после Ц и гласным Ы-И после Ц.
Друзья! Возможно вы знаете какие-то другие проблемные слова на данную тему: трудные в написании, толковании, имеющие разное объяснение у разных лингвистов. Поделитесь, пожалуйста. Я обязательно возьму их в свою копилочку😊
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto
Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.
Кому не терпится научиться применять данные навыки на практике, может записаться ко мне на бесплатную консультацию, чтобы гарантировать себе отличный результат на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.
Хотите сами записаться на занятия или записать своего ребёнка?
ТОГДА ВАМ СЮДА: ✔️@savcenko_russEGE (стучитесь в ТЕЛЕГРАМ, не откладывая на потом, чтобы гарантировать ОТЛИЧНЫЙ результат на любом экзамене).
Подписывайтесь на канал, чтобы узнать как можно больше реально работающих лайфхаков для сдачи любой экзаменационной работы на отлично! Спасибо за лайки! Всё это поддержит канал, который только начинает свой путь!