Священномученик Василий Сокольский
Поучение на день Сретения Господня
Дивное чудо! Сый на херувимех носимый и воспеваемый серафимами ныне приносится Девой в церковь. Очиститель всех и источник всякой святыни во святилище Матерью безмужной дается во объятия старца. И какая радость, какое веселие воцаряется в душе старческой, когда он прикасается руками своими к неприкосновенному Богу, на Негоже не смеют и Ангели взирати и Небеса не могут вместить Его. Старец возвеселился всем сердцем своим при виде Того, Кого желали видеть патриархи и пророки, к Кому был направлен взор всего человечества, Кого и сам он ждал так долго, долго. Теперь Его он держит на руках своих, а вместе с Ним и всё христианство... Какая глубина тайны Божественной! Какое счастье для Богоприимца! В храме Симеон обрел Христа Спасителя!
Но еще непостижимее, еще таинственнее, возлюбленные братья, то, что теперь каждый из нас может найти в храме то, что нашел праведный Симеон, то есть Христа. Праведный старец указывает каждой душе христианской и тот путь, идя по которому, он обрел Господа.
По внушению Духа Святого Симеон приходит в храм, чем ясно свидетельствуется, что именно в храме молитвенный дух человека раскрывается с тех своих сторон, которые, вознося душу человека от мира дольнего в мир горний, соприкасается ближе всего с веянием всюду сущего животворящего Духа Божия. Значит, по существу самой духовно-телесной природы человека храм является святилищем и алтарем, где и откуда наисвободнее, полнее и совершеннее дух человека возносится ко Христу, наиболее приближается к Нему и наитеснее единится с Ним. <...>
Смело можно утверждать, что разрыв с храмом Божиим равносилен разрыву с Самим Христом, потому что человек тем самым лишается благодатных даров Святого Духа, подаваемых в святых Таинствах Церкви. <...>
Да и где человек наиболее будет чувствовать себя приближающимся к Богу, ищущим встретить Христа, как не на месте святе, где Господь положил пребывать славе Своей и где, с другой стороны, двери сердца человеческого наиболее способны открыться и духовные очи его просветлеть для принятия Христа в объятия души своей? Уже не улицы многошумного торгового города, не великолепные постройки кинематографов, к коим так постыдно падки городские жители, не общественное собрание, не благотворительные и все вообще вечера, но храм, с его тихим и ровным мерцанием света лампад, с его благоухающим кадильным дымом, с его торжественными, чарующими и душу и сердце песнопениями, наиболее располагает человека сбросить изгарь и накипь житейской суеты, оставить далеко за собой греховные своевольные мысли и вдохновиться одной мыслью о Христе. Прислушайтесь только к внутренней стороне молитв, к наличному содержанию богослужебных песнопений, присмотритесь к тому, что окружает вас в храме... Здесь целое море небесной христианской поэзии, способной не только научить, наставить, но и утешить, подкрепить дух, мятущийся в житейском вихре, вызвать в нем чувства сердечного раскаяния, духовного мира, христианской радости и вдохновить на христианские подвиги добра и нравственного совершенства.
Взгляните на святые иконы. О чем они говорят сердцу христианина? Это целый святой мир жизни Церкви. Это, как читаем в Евангелии (Мф. 1: 2), дивные образцы: Авраам роди Исаака, Исаак роди Иакова, Иаков роди Иуду, то есть живые памятники живых лиц, имена которых говорят о целом ряде богоугодных подвигов, мучений за веру, доблестного терпения, смирения и лучших христианских добродетелей. Посмотрите на богоносный русский народ, что в храме как горлица в гнезде своем; сколько слез и воздыханий, сколько радости и молитвенных воплей он изливает пред тем или иным образом! Вот святитель Николай, вот преподобный Серафим — разве эти лики святые не близки и не дороги ему? <...>
И нет на земле ничего, что могло бы сравняться с храмом Божиим по действию его на сердца человеческие. Современный человек, конечно, не согласится с этим. Науке, скажет он, возвращающей зрение слепым, слух глухим и вообще здоровье болящим всевозможными болезнями, должно отдать в этом случае пальму первенства. Как глубоко ошибается он! Вот пред вами мать с сияющим от радости и счастья лицом над колыбелью своего больного ребенка, только что возвращенного к жизни благодаря своевременной медицинской помощи: это светлое торжество научного знания и человеческого искусства. Но вот пред вами убитая горем мать пред гробиком своего сына-малютки, унесшего с своим маленьким тельцем все радости матери, все минуты ее безгрешных восторгов, всю сладость материнских грез и надежд. Здесь уже нет места человеческому знанию. Куда же пойдет она за утешением и облегчением? Остаться ли дома? Но дома каждый предмет, каждая тряпочка говорит о ребенке: как живой он пред ней со своим детским личиком, а тут, так и представляется, как весь в цветах, худенький и бледненький, бескровный лежит он в беленьком гробике, осыпанный белыми цветами, — еще острее и больнее становится неисцеленная рана... Пойти ли на родную могилку, чтобы на ней выплакать свое горе? Холодна и нема она, пусто на ней, и, пролив много скорбных слез, уйдет мать неутешная! Одна ей дорога — в храм Божий, к подножию Креста, где льется вечная молитва за умерших, особенно в приношении за них Бескровной жертвы, говорящей о бессмертии, о жизни вечной. Здесь она напитается радостной надеждой о новом чудном свидании за гробом, когда и ее Господь позовет к Себе и. облегченная, успокоенная, она вернется к обычной, будничной жизни, терпеливо исполняя Богом данную ей работу, пока и ей не придет время трепетно и радостно сказать: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко».
И сколько, сколько безутешных слез осушается у этого неиссякаемого источника радости, мира и любви! Но что будет, если и вправду мхом зарастут Божьи храмы, сроются дорогие, близкие могилы, умолкнут тихие церковные напевы, вещающие о вечном Боге и вечной жизни? — Трудно представляемое умирание всего мира, гибель души, погруженной в неисходные страдания.
Спеши же, всегда спеши, христианин, в храм Божий встретить Христа! Святая Церковь, зная немощь твою, неумолкаемым колокольным звоном ежедневно, паче же в дни праздничные, зовет тебя к этому сретению, предлагая тебе всю душу твою обратить с сонмом святых к Единородному Сыну Божию, Который Сам ждет тебя по слову Своему: се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3: 20), чего и да сподобит нас всех Господь Своей благодатью.
Духовное наследие священномученика Василия Сокольского. Т. 3. На пастырской страже. М., 2022.