Когда-то люди верили в богов и поклонялись им. Боги определяли смысл жизни человеческой цивилизации. У разных народов были свои представления о богах и божественном. Некоторые религии распространились на обширные территории, а некоторые существовали лишь короткое время в отдельных регионах планеты и были связаны с конкретными племенами или народами, освящая и придавая смысл их существованию.
Большое разнообразие религий и различные представления о высших существах, которые определяют жизнь человека, много позже дали повод сомневающимся говорить о том, что люди выдумали себе богов, "создав их по своему образу и подобию", и зачастую это было именно так. Кто станет спорить с тем, что боги древней Греции, населявшие гору Олимп, - это чистый вымысел?
Но если большая часть религиозных практик — это вымысел, то значит ли это, что все религии придуманы людьми? Это вопрос дискуссионный, и миллиарды верующих по всему миру с таким утверждением не согласятся.
Но сейчас не об этом. Итак, некогда мир людей имел строгую духовную иерархию. Наверху был Бог (боги), человек понимался как творение Бога (богов). И такая система имела смысл. Бог (боги), создавшие людей, сделал(ли) это по какому-то замыслу.
Несколько веков назад мир людей претерпел значительные изменения. Вера в то, что мир создан Высшим Существом, уступила место вере в эволюцию и самозарождение жизни. Люди отказались от мировоззрения, основанного на вере в разумный замысел Творца, создавшего мир и человека. И на смену этой общей вере в Бога (хотя и имевшей региональные особенности в виде различных религий) пришло мировоззрение, отрицающее существование Бога (богов) и ставящее на первое место человека. Человек в этой системе ценностей стал мерилом ценностей и центром, который порождает смыслы. Это мировоззрение, пришедшее на смену теизму (от латинского Теос - Бог), получило название гуманизм, от латинского homo (человек).
В итоге, гуманизм разделился на три ветви: либерализм, социалистический гуманизм и фашизм, который иногда называют эволюционным гуманизмом.
Что общего между ними? Из сказанного выше можно сделать вывод, что эти идейные направления являются ответвлениями гуманистического мировоззрения, которое отказалось от Бога и поставило во главу угла человека. Это ветви гуманизма, выросшие из единого корня. Однако между ними началась жесткая конкуренция. Двадцатый век стал временем жестоких столкновений, которые произошли между этими ветвями. Нужно признать, что к началу XXI века уверенную победу одержал либерализм.
Не стоит думать, что это окончательная победа. Мы видим, как национализм и фашизм поднимают голову. Возможно, еще произойдет усиление левых идей или же возникнет нечто принципиально новое.
В том или ином виде, все ветви гуманизма так или иначе опираются на эволюционную теорию происхождения человека. Ведь другой теории просто не существует. Отрицая Бога, опираясь на последние научные теории, мы оказываемся перед необходимостью выбора только эволюционной теории. А теория эволюции предполагает естественный отбор, который означает уничтожение слабого и неприспособленного для достижения лучшего результата.
Плохая новость заключается в том, что из трех ветвей гуманизма, нацизм, называемый еще эволюционным гуманизмом, ближе всего к этой теории. Он также считает, что слабое и ущербное является ненужным и даже вредным. А потому подлежит уничтожению.
И если так, то не получится ли так, что из всех гуманистических ветвей, самой живучей, самой сильной, в конечном счете, окажется гуманизм эволюционный или фашизм? Вероятность этого достаточно высока.
Сможет ли противостоять ему либерализм? Нет, не сможет. Мы помним, как сопротивлялся либерализм нацизму в Европе в 40-х годах. Только союз либерализма и коммунизма смог сломить его. Но сегодня в мире коммунизм практически исчез. Возродится ли он с новой силой, чтобы вновь противостоять нацизму? Неизвестно.
Возможно, из корня гуманизма вырастет новая ветвь? В теории, это может стать новым духовным гуманизмом. По крайней мере, я вижу надежду на светлое будущее для человечества в соединении духа и силы разума.
Светскому человеку может быть сложно понять эту идею. Многие мечтают о возрождении прежнего, однажды исчезнувшего коммунизма. Однако, это выглядит утопично. Однажды исчезнувшая теория вряд ли сможет вновь зажечь людей. Возврат к коммунизму из страха перед возрождающимся фашизмом может помочь, но только на короткое время борьбы под знаменами, освященными былыми победами.
Чтобы добиться успеха, нужно вернуть человеку душу и соединить его с небом и вечностью. Это может сделать только синтез духовности и разума, или новый духовный гуманизм.
Александр Смирнов
Продолжение следует. (фрагмент пишущейся книги).