Я решила начать серию статей об отношениях родителей с детьми со скорее педагогической, чем психологической темы: расскажу вам про систему развивающего обучения Эльконина - Давыдова, по которой учится моя дочь. Здесь будет немного истории системы и теории о ней и много личных впечатлений.
История системы развивающего обучения
Основоположниками системы стали советский педагог и психолог Борис Эльконин и его последователь и ученик Василий Давыдов. В 1958 году Эльконин и Давыдов открыли при московской школе 91 (где сейчас и учится моя дочь) лабораторию, которая исследовала возрастные возможности младших школьников. А с 1963 года школа получила статус экспериментального общеобразовательного учреждения Академии педагогических наук (ныне Российская академия образования).
В чем суть системы развивающего обучения (тут будет чуть-чуть сложно)
В основу системы положена культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева. В первое десятилетие совместной работы школы и лаборатории Д.Б. Эльконина (в 1961 году он передал лабораторию В.В. Давыдову) были сформулированы важнейшие положения будущей теории учебной деятельности.
Самостоятельность, независимость, критичность и инициативность в мышлении и действии обнаруживается только при определенных условиях обучения. В системе развивающего обучения акцент делается именно на содержании обучения как на центральном условии обучения. Изменив понятийное содержание обучения, можно сделать возможным самостоятельный поиск и открытие детьми новых способов решения задач.
В развивающем обучении вся деятельность направлена на поиск и опробование новых способов действия (в отличие от учения, направленного на воспроизведение готовых образцов действия).
Учебная деятельность носит квази-исследовательский характер: ученики открывают способы действия, новые для них лично, но оформленные в культуре в виде понятий.
Уже много лет спустя, в 21-м веке, было экспериментально доказано, что последовательное и систематическое построение учебной деятельности на уроках в начальной и основной школе по принципам данной системы существенно повышает способность учеников к рефлексии в интеллектуальной сфере (человек понимает основания собственных действий и может действовать в ситуации противоречий и неопределенности), в социальной сфере (человек понимает точки зрения, отличные от его собственной, и может их координировать), в личной сфере (человек понимает свои дефициты и знает, как их восполнить).
О системе развивающего обучения (просто и на личном опыте)
Год назад я прочитала потрясающую книгу Карла Роджерса «Свобода учиться»
В книге Роджерс рассказывает о редком типе американских школ, в которых дети являются активными участниками образовательного процесса, а не пассивными потребителями готовых знаний, которые нужно зафиксировать и корректно воспроизвести, чтобы получить хорошую оценку. Автор раскрывает проблемы таких школ, говорит о сложности подготовки кадров (в Америке тоже с этим беда, да-да), о трудностях с самоорганизацией учеников, потому что такая система образования требует большой личной ответственности ребенка.
По счастливой случайности, в нашем районе оказалась целая школа, работающая по системе развивающего обучения. В некоторых государственных школах есть отдельные классы, работающие по ней. Также есть много частных «эльконинских» школ.
До 7-го класса у детей нет оценок в привычном для нас понимании. Потому что нет неправильных ответов, даже ошибочная версия в этой системе считается «рабочей».
После урока качество работы оценивается по шкалам «красота» и «правильность». Оценку по этой шкале ребенок ставит себе сам, после этого ее подтверждает учитель или ставит свою оценку. Лучший вариант - когда оценки учителя и ученика совпадают. Это значит, что ребенок оценил себя адекватно — нужно стремиться именно к этому.
Такое обучение подходит не всем. Есть дети, которым важна именно внешняя оценка и строгий авторитет учителя. И есть родители, которые не могут принять такую систему обучения для своих детей.
Я лично общалась с многими мамами, которых напрягает то, что ребенок осваивает таблицу умножения только к 3-му классу. И это НОРМАЛЬНО.
Просто у каждого свой взгляд.
Предваряя возможные вопросы, оговорюсь сразу: после 7-го класса программа в школе постепенно становится идентичной стандартной программе, в 9-м классе ученики успешно стают ГИА и в 11-м — ЕГЭ, после этого поступают в вузы так же, как их друзья из остальных школ.
Внеурочная деятельность в нашей школе
Замечу, что дальше будет просто зарисовка из жизни конкретно нашей школы. Это не часть системы развивающего обучения, а, скажем так, «приятный бонус». Просто вся атмосфера благоприятствует тому, чтобы в школе было ТАК.
- Каждый год в сентябре ученики и родители всех классов ездят на огромный турслет: устраивают представления, готовят еду на кострах, кто-то живет в палатках еще пару ночей в процессе подготовки.
- Первоклассники сажают дерево, за которым потом 11 лет наблюдают (как оно растет вместе с ними)
- В школе устраивают эко-дефиле: это масштабное общешкольное шествие, на которое нужно сделать любой наряд из перерабатываемых материалов (мы делали из газет:)
- После дефиле первоклассников торжественно посвящают в Эконосики :)
- Перед Новым годом в школе устраивают Тайного Санту
- Все участники Тайного Санты получают подарки от учителей (но не просто так, действо обыгрывается в сценках, учителя заранее готовят их, потом тянут фамилии учеников из барабана — а ученики наблюдают за этим на трансляции в ютюбе)
- Перед Новым годом в школьном дворе показывают представление — рождественский вертеп (он как раз на фото).
- С февраля в школе стартуют Масленичные мастерские, на которых ученики, учителя и родители готовят Масленицу (говорят, самая масштабная школьная Масленица в Москве). В воскресенье на масленичной неделе устраивают торжество, представление, ярмарку с блинами и конечно сжигание чучела на заднем дворе.
- В августе учитель физкультуры устраивает выезд на Оку для детей и отцов (именно отцов, мам с собой брать нельзя — это такой тренинг для укрепления связи между папой и ребенком).
Это я вкратце пробежалась по событиям, в реальности их намного больше - каждый день происходит что-то новое: то буккроссинг, то обмен вещами, то театральные мастерские. Еще один раз я видела, как в пятницу вечером несколько учителей после работы сидели на первом этаже и пели частушки под балалайку :)
Почему мне кажется, что нужно хорошенько подумать, прежде чем отдавать в «эльконинский класс» в традиционной школе
Я слышала не очень хорошие отзывы про эльконинские классы в обычных школах. Задавалась специально вопросом — чем остаются недовольны родители?
Ответ я кажется нашла: в такой смешанной школе дети в традиционных классах в первые годы обучения сильно обгоняют учеников эльконинских классов — это естественно, так как программа построена по-другому. Кажущееся отставание может волновать излишне тревожных родителей — это тоже совершенно нормально.
В нашем случае по системе работает вся школа, и фактор сравнения отсутствует изначально — это значительно проще и спокойнее.
Тем не менее, если вы твердо решили, что хотите, чтобы ваш ребенок учился по этой системе, но единственный вариант — это эльконинский класс (потому что целой такой школы рядом нет), не спешите от него отказываться.
Просто заранее ответьте себе на самый главный вопрос: почему вам важно сравнивать успехи и путь своего ребенка с другими детьми? Честный ответ скорее всего поможет вам принять решение и не сомневаться в правильности выбранного пути.
Вот примерно то, что я хотела вам рассказать. Если есть вопросы, обязательно задавайте, с радостью на них отвечу.
#дети #психология #родительство #школы #образование