«По общему облику и прекрасным пропорциям арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Николай Померанцев. Впечатление на путешественника, особенно впервые прибывающего в Арзамас, кафедральный храм города производит действительно необыкновенное. В конце 2022 года собор пережил второе рождение — завершилась первая в его истории уникальная, полномасштабная научная реставрация.
Воскресенский собор в Арзамасе был возведен в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
Государством городу была выплачена компенсация «за продовольствие проходивших через Арзамас в 1812 и 1814 годах воинских чинов людей», и всесословное собрание горожан решило употребить эти средства на строительство храма-памятника в честь победы над французами. Но «кормовых» денег было явно недостаточно, поэтому был объявлен сбор средств. На городской площади установили кружку, так что каждый арзамасец мог внести свою лепту. Кроме того, мещане распределили взносы подушно; купеческие капиталы были обложены налогом. Всем миром собрали больше 500 тысяч рублей.
Несмотря на наличие материалов и участие в возведении собора и оформлении внутреннего убранства мастеров-арзамасцев, начиная с архитектора, художников и резчиков иконостаса и заканчивая рабочими, строительство собора продолжалось 28 лет. Храм возводили по проекту архитектора Михаила Петровича Коринфского, известного в Арзамасе под фамилией Варенцов. Заложили собор в1814 году. На тот момент архитектору Коринфскому было 26 лет. Основатель арзамасской школы живописи академик Александр Васильевич Ступин в августе того же года писал: «В минувшем же июне по его же, г. Коринфского, Академиею сей одобренному прожекту заложена в здешнем городе крестообразная и как по пространству, так и по вкусу своему по здешнему месту редкая соборная церковь, в длину и ширину на 30 саженях, высотою в 20 сажен, с украшением 48 колонн с пятью куполами, из коих большой окружен 16-ю колоннами, сверх сего художник сей к славе Академии занимается и протчими зданиями к удовольствию публики».
Полностью читайте в январском номере «Журнала Московской Патриархии» (№1, 2024) и на нашем сайте:
http://e-vestnik.ru/analytics/zhemchuzhina_drevnego_arzamasa_13071/
Оформить подписку на «Журнал Московской Патриархии»: http://podpiska.jmp.ru/
В публикации использованы материалы Журнала Московской Патриархии и Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви.