КРАТКИЙ ОЧЕРК О ПЕРВЫХ В РОССИИ КРАНАХ АВТОМОБИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДЛЯ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ, ПРОИЗВОДСТВА АО «ГАЛИЧСКИЙ АВТОКРАНОВЫЙ ЗАВОД»
Составной частью процесса транспортирования радиоактивных материалов (далее – РМ) являются операции по их погрузке/разгрузке на объектах использования атомной энергии (далее – ОИАЭ). До настоящего времени в организациях отрасли данные операции осуществляются с помощью автомобильных грузоподъёмных кранов общепромышленного назначения. Требования вступивших в силу в 2018 году Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, применяемых на объектах использования атомной энергии. НП-043-18» (далее – НП-043-18), были распространены в том числе и на автомобильные краны, эксплуатируемые на ОИАЭ при обращении с РМ.
АО «Атомспецтранс» в своей деятельности всегда уделяло и уделяет особое внимание обеспечению безопасности транспортирования РМ, в связи с чем было принято решение о закупке кранов автомобильных специальных (далее – КАС), соответствующих требованиям НП-043-18 и обеспечивающих максимально безопасное на сегодняшний день обращение с РМ при их перемещении кранами.
Анализ российского и мирового рынка автомобильных кранов показал, что в Российской Федерации (СССР) и в мире не было и нет предприятий выпускающих подобные КАС.
В целях определения требований к КАС, в тесном сотрудничестве с АО «Сибирский химический комбинат» и Томским филиалом АО «ГСПИ», АО «Атомспецтранс» взялось за разработку технического задания (далее – ТЗ) на конструирование КАС с максимальной грузоподъёмность 50 тонн. В соответствии с ТЗ КАС должен не только удовлетворять требованиям НП-043-18, но и как транспортное средство, иметь габаритные размеры и нагрузки на оси, соответствующие требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации».
Выполнение этих требований позволяет КАС свободно передвигаться по дорогам общего пользования, без получения специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства. При разработке ТЗ специалисты АО «Атомспецтранс» столкнулись с тем, что ряд требований НП-043-18 являются невыполнимыми при конструировании и изготовлении КАС.
Это связано с тем, что НП-043-18 учитывают в основном требования к кранам мостового типа, имеющих существенное отличие в конструкции от КАС.
В качестве примера. Пунктом 173 НП-043-18 установлено, что внутренние размеры кабины крановщика должны быть не менее: высота – 2000 мм, ширина – 900 мм, длина - 1300 мм. Для кранов мостового типа данное требование выполнимо. КАС в отличии от мостового крана является не только грузоподъёмным оборудованием, но и транспортным средством. В соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011, утверждённого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее – ТР ТС 018/2011), транспортное средство должно иметь габаритные размеры, не превышающие: по ширине – 2550 мм, по высоте – 4000 мм и по длине – 12000 мм. Вписать кабину крановщика, имеющую размеры в соответствии с п. 173 НП-043-18, в требуемые габаритные размеры по ТР ТС 018/2011 с учетом размеров шасси и металлических конструкций КАС не представляется возможным. Именно поэтому ГОСТ 33173.2-2014 «Краны грузоподъёмные. Кабины. Часть 2. Краны стреловые самоходные» предусматривает возможность уменьшения габаритных размеров кабины крановщика до: 1500 мм по высоте, 800 по ширине и 1400 мм по длине в зоне органов управления. С целью решения вопросов незначительного несоответствия КАС требованиям НП-043-18, представители АО «Атомспецтранс» направили предложения и приняли участие в ряде совещаний с представителями Ростехнадзора, ФБУ «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности», Генеральной инспекции Госкорпорации «Росатом», на которых инициировали внесение соответствующих изменений в НП-043-18.
По результатам проведенной АО «Атомспецтранс» конкурентной закупки, победителем определен АО «Галичский автокрановый завод» (далее – АО «ГАКЗ»), взявшийся за создание первого в России КАС для атомной отрасли. В ходе разработки и конструирования АО «ГАКЗ» было принято решение об изготовлении КАС на базе серийно выпускающегося крана КС-65715-2. Однако, с учетом проведенных расчетов, в том числе на сейсмическую стойкость до 6 баллов, с одной стороны, и с учетом нарушенных логистических связей АО «ГАКЗ» с поставщиками комплектующих из ряда недружественных стран, с другой стороны, было принято решение спроектировать новый кран. При проектировании КАС конструкторы АО «ГАКЗ» большое внимание уделили максимальному импортозамещению. В качестве базового шасси было выбрано пятиосное шасси КАМАЗ 7330.
Менее чем за один год АО «ГАКЗ» смогло сконструировать, изготовить, испытать и сертифицировать два первых в Российской Федерации КАС.
Кран получил более прочные металлоконструкции, с увеличенным опорным контуром, изготовленные из высокопрочных сталей российского производства. Система безопасного управления краном (далее – СБУК) обеспечивает не только контроль степени загрузки КАС, но и контроль скоростей и ускорений, с которыми выполняются крановые операции. Если во время выполнения погрузочно-разгрузочных работ КАС, по какой-либо причине будут превышены допустимые параметры его работы, СБУК автоматически остановит его работу, а регистратор параметров, входящий в состав СБУК, обеспечит параметры работы КАС.
Новая гидравлическая система, работающая на принципах LUDV (Lastdruck Unabhangige Durchfluss Verteilung – гидравлическая система с независимым от нагрузки распределением потока рабочей жидкости), создана с использованием российских и белорусских компонентов, обеспечивает необходимую плавность выполнения крановых операций, возможность их совмещения и позволяет существенно экономить топливо, за счет использования насоса переменной производительности. Для исключения возможности опускания или телескопирования стрелы при падении давления в гидросистеме каждый из рабочих гидроцилиндров (изменения вылета, телескопирования стрелы, вывешивания крана на опорах) оборудован двумя независимыми обратно управляемыми клапанами. На случай отказа двигателя шасси или основных насосов гидросистема оборудована дублирующей министанцией, работающей от ак кумуляторов шасси, и позволяющей опустить груз на землю и/или сложить КАС.
Механизм подъёма груза КАС включает в себя грузовую лебедку, оборудованную двумя независимыми дисковыми тормозами, рассчитанными на весь срок эксплуатации КАС, а также оборудован двумя независимыми ограничителями подъёма крюковой подвески. В кабине крановщика установлены эргономичное сиденье и джойстики управления крановой установкой. Для обеспечения комфортной работы крановщика в кабине установлены кондиционер, а также основной и дополнительный отопители.
КАС было присвоено обозначение КАС-65715. По своим характеристикам КАС-65715 удовлетворяется требованиям НП-043-18, предъявляемым к кранам, отнесённым к группе «Б», и соответствует требованиям НП-016-05, предъявляемым к элементам систем безопасности, относящимся к 4 классу безопасности. Режимы работы КАС-65715 предусматривают «Работу с опасными грузами» и «Работу с обыкновенными грузами». В режиме: «Работа с опасными грузами» КАС работает с ограничениями, предписанными НП-043-18. В режиме «Работа с обыкновенными грузами» КАС-65715 работает как кран общепромышленного назначения.
19 декабря 2023 года АО «ГАКЗ» и специалистами центрального аппарата АО «Атомспецтранс», Сибирского филиала АО «Атомспецтранс» и АО «СХК», были подписаны акты приёма-передачи КАС-65715.Передача Галичскими краностроителями двух новеньких кранов КАС-65715 стала приятным новогодним подарком для АО «Атомспецтранс» и атомной отрасли.