Дети миллениалов. Младшие братья и сестры зумеров. Это поколение появилось на свет, когда «приложение» стало словом года. Они смотрят «Скибиди-туалет», но вместе с тем пытаются осмыслить «Слово пацана».
Это маленькие альфы. Разберемся, что влияет на самое молодое поколение, и чем они отличаются от зумеров.
Похожи, но не совсем
У зумеров и альф не такой большой разрыв в мировосприятии, как, например, у миллениалов и бумеров. Для справки: миллениалы рождались в 1980-1996 годах, а бумеры — в 1945-1964.
Зумеры (1996-2012) и альфы стоят рядом. Прямо сейчас на них влияют одни и те же события. Они пользуются одной и той же техникой, смотрят одни и те же мемы. И все же — разница между ними есть.
Кстати, мы уже рассказывали о разном отношении поколений к школьному образованию. Это интересно, прочитайте здесь.
Общие черты зумеров и альф:
- Стремление к свободе и самовыражению;
- Индивидуализм. Для обоих поколений куда важнее их личность, чем коллектив;
- Отсутствие чувства долга. «Ты должен» и «так надо» — не аргументы для них;
- Забота о психическом здоровье. Даже в начальной школе дети-альфы уже знают, что такое буллинг, абьюз и эмоциональное насилие;
- Толерантность. Оба поколения открыты к разговорам о чужих убеждениях, с интересом и пониманием относятся к другим культурам и традициям разных стран, не осуждают людей за то, что они чем-то отличаются от других;
- Знают о личных границах. И хотят, чтобы родители соблюдали их;
- Завоевать у них авторитет — непросто. «Уважай меня только потому, что я старше» — нет, такой номер с ними не пройдет.
Чем они отличаются?
Может быть, предпочитают разный стиль в одежде? Или проявляют интерес к разным сферам жизни? Одно из главных отличий, возможно, вас удивит: это отношение к Интернету и гаджетам.
Косте 23 года, он зумер, сидит в телефоне. Грише 7 лет, он альфа, сидит в телефоне. Так в чем же тут разница?
О двадцатилетнем зумере Косте. В детстве у него был тормозящий компьютер, на котором он играл в пиратские игрушки. А вот активным юзером соцсетей он стал только в подростковом возрасте. К этому моменту у него уже сформировались свои интересы, предпочтения в играх, сериалах и т.д. Интернет стал для Кости просто продолжением реальной жизни. Он любит листать мемы, смотреть кино и научно-популярные видео. В общем, развлекается и получает знания через Интернет. Но он спокойно может отложить гаджеты, потому что они не создают его реальность, а только дополняют ее.
О семилетнем альфе Грише. В детстве у него сразу появился планшет. Сначала мама просто включала на нем мультики, но уже в 2 года Гриша сам научился выбирать видео на YouTube. Мама включала «Ну, погоди!», но Грише приглянулась «Свинка Пеппа», и ему даже не пришлось просить маму переключить. Вскоре у Гриши появился и свой собственный телефон. Интернет стал неотъемлемой частью реальности: у Гриши граница между офлайн и онлайн размыта куда сильнее, чем у Кости. Гриша снимает и выкладывает смешные видео. То же самое делают его друзья, Гриша видит это — он смотрит и комментирует сетевую активность своих знакомых. Ему куда сложнее отказаться от телефона даже на день: чем заниматься, если телефона не будет?
Или вот еще: Косте и Грише задали сложную задачу, которую они должны решить без телефона. Зумер Костя скорее воспримет это как своеобразный вызов, челлендж. А вот для Гриши это будет ограничение возможностей: «Зачем так? С телефоном ведь можно выполнить задачу гораздо лучше».
Здесь важно остановиться и прояснить один момент. Теория поколений обобщает людей, выделяет особенности и тенденции, которые бросаются в глаза. Это вовсе не значит, что ребенок-альфа — всенепременно зависит от Интернета и жить не может без телефона.
Может ли альфа быть абсолютно равнодушен к видео про Хагги Вагги и «Скибиди-туалет»? Да. Может ли двадцатилетний зумер впадать в истерику, оставшись без Wi-Fi? Разумеется. Короче говоря, в статье мы рассматриваем не каждого ребенка, а картину в целом.
Не только телефоны
Навыки живого общения у зумеров и альф тоже разнятся. Несмотря на то, что зумеры достаточно замкнутые, навыков коммуникации у них больше — опять же потому, что общение в сети пришло в их жизнь позже, чем к альфам.
Кроме того, альфы хуже считывают чужие эмоции. Эмоциональный интеллект — навык, который необходимо развивать путем общения, чтения книг, просмотра кино. Причем общение даже не обязательно должно быть живое: долгие разговоры о своих чувствах с интернет-другом (что часто бывает у зумеров) тоже развивает эмоциональный интеллект и эмпатию. Альфы же общаются в сети иначе — скидывают друг другу видео, реагируют с помощью эмоджи.
Читают книги и смотрят кино представители двух поколений тоже по-разному.
Есть стереотип, что молодежь вовсе не читает, но это далеко не так. Сейчас выходит много молодежной литературы (в том числе манги), целевой аудиторией которой как раз являются зумеры. Любят зумеры и зарубежные сериалы, особенно американские, корейские и (особенно в последние годы) турецкие.
Альфам сложнее читать длинные тексты и долго концентрировать внимание во время просмотра фильма. Они привыкли к быстрому потреблению информации — и к большому разнообразию этой информации.
Вместо выводов хотим сказать вот что: альфы еще слишком малы, зумеры слишком юны, а мир меняется слишком быстро.
Сейчас невозможно с точностью сказать, какими станут эти два поколения в зрелости. Возможно, различия между ними станут куда более существенными. А может быть, сотрутся вовсе. Социологи, однако, дают некоторые прогнозы. Предполагается, что альфы будут дольше жить с родителями и учиться; зарабатывание денег и самостоятельная жизнь для них может отсрочиться.
В моменты таких размышлений становится особенно радостно, что мы — онлайн-школа. Альфы взрослеют у нас на глазах, и мы вместе с вами будем наблюдать, как они меняются. И предполагать, что это новое поколение принесет в мир. Уверены: массу всего замечательного. :)
Как учить альф?
В самом начале мы сказали, что зумеров и альф роднит неприятие слов «ты должен» и «так надо, потому что надо».
Фразу «ты должен учиться» они воспринимают в штыки. Почему должен? Ради хороших оценок? А хорошие оценки мне для чего? Как они мне в будущем помогут? А, никак? Ну, тогда и не буду я эту математику делать.
Внутренняя мотивация к обучению для современных детей крайне важна. Они готовы с радостью листать учебник, делать домашние задания, ждать следующего урока — но только если им искренне интересно учиться.
В онлайн-школе Joki Joya мы используем интерактивный формат, чтобы сформировать живое любопытство и любовь к знаниям с самых ранних лет. Яркие презентации, квесты и сценарии уроков максимально удерживают внимание наших альф —в этом уже убедились сотни родителей. Познакомьтесь и вы с нашим подходом на бесплатном уроке!