Оценивать глубину мастерства актеров и вокалистов прошлого — занятие непростое. Зачастую это приходится делать только по воспоминаниям современников. И какой голос был у великого артиста, мы на самом деле никогда не узнаем. В этом смысле такие, как Федор Шаляпин, находятся где-то на границе эпох. Это первое поколение, чье исполнение мы можем послушать и сейчас. В то же время качество записи таково, что львиная доля деталей теряется. Впрочем, если говорить о Шаляпине, родившемся ровно 151 год назад, то этот человек запомнился не только как выдающийся оперный певец. И тому способствовало само время, в которое он жил.
Федор Иванович начинал с самых низов. Его родители были крестьянами. В молодости он часто переезжал, постепенно выступая на все более серьезных площадках и исполняя все более значимые партии. Так, его первое официальное выступление состоялось 29 марта 1890 года. Он исполнил партию Зарецкого в опере Петра Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. А уже спустя пять лет пел партии Мефистофеля и Руслана в санкт-петербургской Мариинке. В дальнейшем, вплоть до революции 1917 года, известность и творческое наследие Шаляпина крепли. Его знали и любили как в России, так и в Европе. Его творчество повлияло на всю мировую вокальную школу, а способности задали планку, до которой и по сей день мало кто дотягивает.
Если знакомится с биографией этого солиста впервые, можно порадоваться, что он нашел себя в новые для страны времена. В 1918-м стал художественным руководителем Мариинского театра, первым в Советской России получил звание народного артиста. Однако в 1922-м случились гастроли в США, с которых Шаляпин уже не вернулся, прожив оставшиеся 16 лет на чужбине.
Так и напрашивается сравнение с отъездом некоторых артистов в наши дни. Но это очень поверхностно. Действительно, в 2022 году многие реалии в России изменились. Но это та же страна с теми же правилами и ценностями, что и раньше. А в 1917-м перевернулось все. Многие истинные патриоты просто не смогли найти себя. Вот и отправились туда же, куда и белые эмигранты, чтобы оставаться среди близких по духу людей.
А в патриотизме Шаляпина сомневаться не приходится. Так, в годы Первой мировой войны он на свои средства открыл два лазарета для раненых солдат, не афишируя своего участия в этом добром деле. Что же касается эмиграции, то, уезжая, оперный певец не поливал грязью свою Родину. До конца жизни отказывался от иностранного гражданства, завещал похоронить его в России. А не вернулся только потому, что в 1927 году ему запретили въезжать в СССР.
Тимофей Белов специально для канала «Россия — это я».