Управление закупками является важнейшим процессом в жизни любой организации вне зависимости от ее организационно-правовой формы. Умение закупщика правильно организовать процесс, позволит обеспечить наиболее выгодные условия поставки как для поставщиков, так и для самого заказчика. Грамотное осуществление закупочной деятельности является необходимостью для полного соответствия деятельности организации действующему законодательству, приобретения товара по лучшему соотношению цена-качество. Профессионал в сфере закупок всегда должен держать в уме множество переменных и подбирать наиболее эффективные способы и методы для осуществления требуемой закупки.
Цель закупки - эффективное приобретение необходимых товаров/работ или услуг по лучшему соотношению цена/качество.
При определении потребности в закупке необходимо установить:
1. Предмет закупки
2. Перечень требований к предмету закупки
3. Способ закупки
4. Перечень требований к поставщику
5. Желаемую цену
6. Наличие необходимости в оперативности и секретности
Виды закупок по субъектному признаку:
1. B2B (коммерческая закупка)
2. B2G (государственная закупка)
3. B2C (закупка для личного пользования)
Виды закупок по подходам:
1. Конкурентный
Для проведения конкурентной закупки необходимо наличие целого ряда условий:
1. Наличие предложения
2. Наличие конкурентоспособного рынка
3. Вариативность предложения
4. Формализованность
Плюсы конкурентного подхода к закупкам:
- Прозрачность
- Проверяемость
- Формальность
- Большое количество требований к предложению и поставщику
- Выбор из наибольшего количества предложений
- Выгодные условия
- Презумпция согласия поставщика на все условия заказчика
Минусы конкурентного подхода к закупкам:
- Риск неизвестности
- Большие затраты времени на проведение процедуры
- Большие трудозатраты специалистов
Способы осуществления конкурентной закупки:
- Аукцион
- Конкурс
- Динамические закупки
- Запрос предложений
2. Неконкурентный (закупки производятся у единственного поставщика)
Казалось бы - закупка у единственного поставщика это самый простой и эффективный метод. Но это не всегда так. У нее есть свои плюсы и минусы. Плюсы закупки у единственного поставщика:
- 1. Скорость
- 2. Простота
- 3. Удобство при закупке на небольшие суммы
- 4. Мотивация поставщика
- 5. Доверительные отношения
- 6. Упрощается процедура осуществления закупки, если нет конкуренции на рынке
- 7. Возможность проведения безопасной закупки, связанной с государственной тайной
Минусы закупки у единственного поставщика:
- 1. Субъективность
- 2. Необходимость точного обоснования выбора конкретного поставщика, подробного и качественного исследования рынка
- 3. Возможность упрочнения коррупционных связей
3. Отлаженная схема поставок
В такой схеме заказчик посредством конкурентного или неконкурентного способа выбирает одного или несколько поставщиков и включает их в рабочий процесс путем постоянного взаимодействия. При таком режиме работы исполнение договоров прямо привязано к необходимости заказчика в товаре. В таком случае возможно безотрывное производства с минимальными временными издержками.
4. Комплексный (создание отлаженного механизма поставки с сочетанием различных комбинаций вышеперечисленных подходов)
Прямая закупка является подушкой безопасности при аварийных ситуациях