По информации агентства «Автостат», в 2023 году в России реализовано 14089 новых электрокаров, что почти в 5 раз больше, чем годом ранее. Поскольку рынок электрических машин растет, появляется больше автомобилистов, которые рано или поздно столкнутся с вопросом замены аккумулятора в своем авто.
Каков средний ресурс батареи электрокара и что делать с отработанным аккумулятором, рассказала Ирина Франк — управляющий директор компании Frank Auto.
Каков средний ресурс аккумулятора электромобиля
Лидеры по производству батарей для электрокаров в Китае — компании BYD и Catl — представили многочисленные стенды и охотно показывали посетителям экспозиции, демонстрирующие устройство каждого элемента электрической машины, включая аккумуляторы.
Современные аккумуляторы «электричек» рассчитаны примерно на 1500 циклов полной зарядки и разрядки до падения емкости примерно на 20%. Если ваш новый электрокар проезжает на одной зарядке, допустим, 500 км, то после полутора тысяч циклов он будет способен преодолеть порядка 400 км.
Логично, что чем выше емкость аккумулятора, тем он дольше прослужит и обеспечит достойный запас хода. Как правило, первые признаки старения батареи проявляются не ранее трех лет эксплуатации «электрички».
Если говорить о китайских электрокарах премиум-класса, то они оснащаются современными батареями с минимальной деградацией.
Аккумуляторы обладают специальными системами подогрева в холодное время года и охлаждения в жаркие дни, поэтому максимальный процент их деградации составляет не более 2% в год.
Интересно, что многие китайские автопроизводители настолько уверены в качестве своей продукции, что предоставляют пожизненную гарантию на батарею электромобиля.
Что означает понятие «пожизненная гарантия на батарею электромобиля»
Когда вы приобретаете электромобиль в Китае, то вам предоставляют несколько видов гарантии, в том числе пожизненную гарантию на аккумуляторную батарею.
При этом пожизненная гарантия не бесконечна — она составляет 8 лет, поскольку в Китае предполагают, что вы будете эксплуатировать электромобиль именно такой период времени.
Пожизненная гарантия оплачивается отдельно и предоставляется только первому владельцу китайского электромобиля.
При этом статистика показывает, что в Поднебесной очень редко кто-то пользуется электрокаром более восьми лет. Если же в течение этого времени с аккумулятором возникнут какие-либо проблемы, то производитель будет обязан их бесплатно устранить.
Что влияет на ресурс аккумулятора электромобиля
Ресурс аккумулятора «электрички» зависит от трех основных факторов: технология батареи, наличие системы нагрева и охлаждения, емкость и мощность двигателя.
Аккумуляторы чаще всего производят по технологиям LFP и NMC. Батареи LFP способны прослужить дольше, но они отличаются более внушительным весом, поэтому подходят далеко не для всех моделей электрокаров.
Если аккумулятор оснащен системой охлаждения/нагрева, то он прослужит примерно на 40% дольше, чем без нее. Чем выше емкость электродвигателя и меньше его мощность, тем батарея прослужит дольше.
Кроме того, на ресурс и деградацию аккумулятора влияют неправильная зарядка и эксплуатация авто. Например, использование дешевых некачественных переходников и нестабильных зарядных станций, транспортировка электрокаров на буксире, как часто делают в Бишкеке для заряда автомобиля, пришедшего из Китая и потерявшего весь запас.
Также эксперты советуют не заряжать батарею всегда на 100%, стараться не использовать холодный аккумулятор.Если соблюдать все вышеперечисленные условия, то батарея спокойно прослужит 10 лет и более. Средний срок службы современных аккумуляторов для электромобилей составляет 10-15 лет.
Как определить, что ресурс аккумуляторной батареи исчерпан
Уменьшенный ресурс аккумулятора электрокара проще всего определить по сильному падению дальности хода на одном заряде и снижению мощности автомобиля.
Кроме того, когда электрокар заряжается, то современные зарядные устройства демонстрируют количество закачанных кВт/ч в батарею. Эта цифра также позволяет определить, насколько «жив» аккумулятор.
Что делать владелецу электромобиля с батареей, исчерпавшей свой ресурс
Если аккумулятор электрокара исчерпал свой ресурс, то его можно поменять полностью или частично. Здесь важно оценить целесообразность такой замены, поскольку новые батареи стоят дорого, и иногда выгоднее приобрести новую «электричку», чем реанимировать старую.
Отработанные батареи можно использовать, например, в системах накопления энергии, в том числе в накопителях для стабилизации напряжения в электрической сети. Старые аккумуляторы также пригодятся для обеспечения работы различной техники или в источниках энергии от ветряных электростанций и солнечных панелей.
Сегодня все еще актуально использовать отработавшие батареи в качестве источника энергии для коттеджей и дач. По крайне мере, на такие аккумуляторы на рынке существует спрос, который со временем снизится из-за постепенного увеличения предложений, ведь количество китайских электромобилей в России стремительно увеличивается. Поэтому единственным целесообразным решением для многих станет утилизация батареи.
Кто несет ответственно за утилизацию отработанных аккумуляторов
За утилизацию и переработку аккумуляторов электрокаров несет ответственность не автовладелец, а компания-производитель. Поэтому владельцам электрических авто не стоит переживать и думать, что делать с аккумулятором, исчерпавшим свой ресурс — об этом позаботится автопроизводитель.
Кроме того, если вы захотите избавиться от старой батареи самостоятельно, то сможете продать ее одному из предприятий по переработке использованных аккумуляторов, коих в России сегодня немало.
Разработкой инициативы по поддержке развития электротранспорта и утилизации батарей без ущерба для окружающей среды сегодня активно занимается Правительство совместно с Министерством промышленности и производителями «электричек», поэтому в предприятиях по утилизации батарей недостатка точно не будет.
Интересный факт: чем чаще цветные металлы из аккумуляторов проходят процедуру рециклинга, тем меньше в них остается лишних примесей. Поэтому характеристики батарей из вторсырья могут быть более высокими.
По мнению наших экспертов, через несколько лет заметно сократится добыча сырья для аккумуляторов, поскольку оно будет в большом объеме поступать с предприятий по массовой переработке старых батарей.
FRANK AUTO RUSSIA — Новые автомобили в Москве с гарантией
Тел.: +7 (499) 460–64–96
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: FRANKAUTO_RU