Найти тему

Проблема идеи стола в средней полосе России

Представим себе очень большую библиотеку типа Вавилонской под завязку набитую всякого рода энциклопедиями и справочниками. Библиотека будет называться "Мир идей". Покопавшись в библиотеке, находим идею стола, столь любимого философами.

Согласно Платону, идеи о вещах в "мире идей", описывают идеальные концепции вещей. Например, идея стола, есть идеальная и универсальная концепция, которая является прообразом всех столов на свете. А реально существующий стол, всего лишь несовершенное воплощение идеального стола. Но, что такое идеальная концепция стола?

Предположим, что таковая концепция должна быть сформулирована в высшей степени абстрактно. То есть, идеальная концепция, это абстракция самого высокого уровня.

Наша идеальная концепция стола должна быть лишена каких-либо "вторичных половых признаков". Идеальный стол не стеклянный, не деревянный и не оловянный, а также и не обеденный.

Например: Идея стола - это некоторая поверхность ограниченная определенными размерами, находящаяся над плоскостью пола на расстоянии удобном для выполнения работ.

Или так: Идея стола - это идея рабочей поверхности, находящейся вне плоскости пола на удобной (оптимальной) для человека высоте.

Или: Идея стола - это рабочая поверхность не совпадающая с плоскостью пола.

Или ещё как-то. Мы пытаемся найти идеальную концепцию стола.

Понятно, что прежде чем формулировать идею стола, нам нужно иметь уже готовые идеи пола, плоскости, расстояния, размера и прочее. Чтобы не уходить в бесконечность, определяя всё на свете, примем за основу готовые знания о вещах, процессах и явлениях, которые уже занимают свои законные места в наших головах и книгах на полках реальных библиотек.

Попутно заметим, что мир идей невозможен без уже существующего языка (языков), который описывает мир идей. В начале было слово... (с)

-2

Мы видим, что идея вещи заключается в её абстрактном (неконкретном) предназначении или описании. Степень абстракции должна быть максимально возможной и тогда вещь становится идеальной.

К примеру: Идея стола - это идея о некоей поверхности предназначенной для каких-либо целей. Весьма абстрактно, не правда ли?

Идеальная концепция стола является первичной идеей и лежит в основе громадного дерева вторичных идей о целевом назначении стола, о конструкции стола, о материале, цвете, весе, размерах... Количество вторичных идей о столе огромно и продолжает расти с каждой новой моделью очередного конструктора или дизайнера: "А давайте сделаем объемный прозрачный террариум в виде стола. Мы будем пить кофе, а внутри стола будут ползать пауки, змеи, и прочие милые существа". Пользуйтесь, патентовать не буду.

Стол может быть стеклянным или деревянным, обеденным или бильярдным, стартовым или монтажным, большим или маленьким, красивым или уродливым... И все эти прилагательные выражают вторичные идеи основанные на первичной идее стола: "поверхности предназначенной для каких-либо целей"

Каждый феномен окружающей нас действительности описан соответствующей идеей. Мы видим реальность и воспринимаем её через идеи и в контексте идей. Стол, попадая в поле зрения, идентифицируется как стол потому, что нам известна идея стола. Мы видим и узнаем материальное воплощение идеи стола со всеми сопутствующими идеями заложенными в него при изготовлении. Выпадая из поля зрения он остается в памяти, как букет идей о столе, его назначении, конструкции, размерах, форме, материале, цвете и т.д.

Из простых идей рождается сложный мир современной цивилизации. Колесо, книга, печатный станок, радио, телефон... Идея велосипеда объединяет несколько простых идей в одну гениальную идею. Спортивный, дамский, трехколесный, - это уже вторичные идеи идущие прицепом к основной идее велосипеда. Воплощённые в материи столы и велосипеды лишены абстрактности. Они далеки от идеала, поскольку всегда сделаны из чего-то и для кого-то и поэтому могут быть подвержены критическому взгляду и усовершенствованию. Идея стола усовершенствованию не подлежит, хотя формулировку идеи можно изменить. Понятно, однако, что идея и формулировка не одно и то же.

Нарабатывая жизненный опыт, мы накапливаем идеи встреченные нами в течение жизни. Учимся их распознавать в самых различных сочетаниях. С интересом пробуем на вкус идеи мультивселенной, тёмной энергии, кротовых нор и сингулярности. И лучшее, что мы можем сделать, это добавить свою идею в платоновский мир идей.

Теория восприятия (модель восприятия информации)

Восприятие ощущений

Ощущения, это то, что мы видим, слышим, обоняем, осязаем, то есть получаем от органов чувств.

Единичные ощущения, иногда понятны сразу и безоговорочно. Например ощущения вкуса рафинированного сахара, рафинированной соли, или порошка лимонной кислоты. Мы можем определить их одним словом: сладкий, соленый, кислый... Некоторые ощущения уточняются в процессе жизненного опыта. Мед тоже сладкий, но иначе, чем сахар. Ощущение красного также требует уточнения. Красный, как кровь, кумач, закат, или помидор... Ощущение боли, - тянущая, тупая, или острая... Ощущений требующих уточнения подавляющее большинство. Рафинированного в нашей жизни не слишком много.

Каждый наблюдаемый нами объект обладает свойственным ему конкретным набором единичных ощущений. Однако возникает вопрос, возможно ли с помощью одного только букета ощущений идентифицировать окружающую нас реальность?! Если мы уже знаем(!) то, что воспринимаем, то какие-то образы, видимо, можем без особых проблем отождествить с тем, что хранится в нашей памяти. Ключевое здесь: "если мы уже знаем". В чем собственно сомнения? Представьте себе, мы смотрим на облака. В какой-то момент наш рассеянный взгляд ясно видит знакомый с детства образ слона. Или кораблика. До тех пор пока мы их не узнали, мы их не видим. Смотрим, но не видим. Существует только облака, - холст и хаотично расположенные световые пятна. Основа, на которой нет рисунка.

Наше восприятие идентифицирует лишь то, что знало ранее. А что происходит, когда мы встречаем феномен в первый раз?! Только лишь по набору ощущений присущих объекту, мы может слона и не приметить. В некоторых случаях так и происходит. Мы проходим мимо удивительного и не подозреваем об этом.

Ощущения весьма подвержены искажениям, это товар нежный и не приспособленный к транспортировке и небрежному хранению. Интерпретаций одних и тех же ощущений и вызванных ими образов ровно столько же, сколько и наблюдателей. Иначе говоря, одних лишь ощущений не всегда достаточно для адекватной идентификации наблюдаемых феноменов, поэтому далее будем пользоваться более общим понятием - квалиа, или квалия (адаптированное к русскому языку единственное число от лат. qualitas).

Квалиа

Квалии - (адаптированное к русскому языку множественное число от лат. qualitas) это то, как вещи выглядят для нас. Это свойства чувственного опыта. Это ощущения и жизненный опыт.

Ощущения мы только что рассмотрели, а под жизненным опытом будем понимать накопленные в памяти в течение жизни концепции из мира идей и их материальные воплощения.

Процесс восприятия хорошо знакомого феномена происходит "простым" сравниванием его с хранящимся в памяти ментальным отпечатком феномена.

Иначе происходит с восприятием явления аналогов которого в памяти не нашлось. Визуальное наблюдение каких-либо сочетаний светотеней, раскладывается нашим внутренним "конструкторским отделом" на элементарные составные части (линии, контуры, расцветки...) и анализируется на соответствие уже известным нам (хранящимся в памяти) концепциям из мира идей из нашего жизненного опыта. Такая же дифференциация проводится относительно запахов, звуков и прочих ощущений. Затем из всех полученных элементарных кирпичиков воссоздается ментальная модель/отпечаток наблюдаемого объекта - квалия объекта.

Если наш жизненный опыт достаточно богат, мы легко идентифицируем окружающие нас феномены, попутно занося в память их обновлённые ментальные отпечатки/квалии. Поток ощущений накладывается на концепции мира идей и наблюдаемая картинка становится надёжной и достоверной субъективной реальностью. Из бесконечного числа квалий возникает общая картина мира.