109,6K подписчиков

Как раньше использовали плешивых (лысых) в ритуальных, то есть, в магических целях

233 прочитали

Интересная традиция обнаружилась. Причем, практиковалась она у многих народов Российской империи, в разных регионах (и на территории нынешней республики Коми, и Архангельской, и Вологодской областях).

Оказывается, люди в прошлом составляли список плешивых, чтобы остановить затяжной дождь или наоборот прекратить засуху, либо ослабить морозы, или утихомирить ветер.

Например, как делали коми:

В одном случае записывали на бумаге имена сорока известных людей, имеющих плешь, и оставляли список в лесу на елке: «Если дождь идет, то собирали плешивых. У некоторых мужиков плешь есть. Соберут сорок таких и вешают куда-то на дерево список, затем перестает дождь идти».

Интересная традиция обнаружилась. Причем, практиковалась она у многих народов Российской империи, в разных регионах (и на территории нынешней республики Коми, и Архангельской, и Вологодской областях).

В другом случае такой список могли составлять не только при длительном дожде, но и при засухе, и предполагается, что его зачитывали во время моления на поле.

В книге «Символические реальности Пармы» приводят пример, записанный в Юсьвинском районе:

«Водяному прошение пишут. Сейчас не знаю, а раньше писали. Моя мать сама писала. "Сорок плешатых" называется. Когда летом дожди идут-идут, сено гниет, нужно прошение писать, что мол от дождя уже даже облысели люди - сорок плешатых в деревне. И людей указать в списке сорок человек, кто с лысиной. А когда дождя долго нет, Илье-пророку молятся».
Интересная традиция обнаружилась. Причем, практиковалась она у многих народов Российской империи, в разных регионах (и на территории нынешней республики Коми, и Архангельской, и Вологодской областях).-2

Обычай перечислять имена плешивых широко известен на Европейском Севере России, ему следовали поморы в обряде мольбы, желая утихомирить ветер на море и озере, русские Вологодской губернии с целью ослабления морозов в конце зимы и начале весны, украинцы и белорусы, чтобы вызвать дождь и ветер, а также коми.

Интересная традиция обнаружилась. Причем, практиковалась она у многих народов Российской империи, в разных регионах (и на территории нынешней республики Коми, и Архангельской, и Вологодской областях).-3

Чаще всего имена просто называли, иногда сопровождая их специальными приговорами. В отдельных случаях при перечислении делали отметки на лучине углем или ножом, а также «чиракали острым на куске бересты или на щепке», имитируя запись.

Поморы Кемского уезда старались вспомнить плешивых из одной волости или даже деревни, а русские Водлозерья иногда называли плешивых из числа умерших людей.

Интересная традиция обнаружилась. Причем, практиковалась она у многих народов Российской империи, в разных регионах (и на территории нынешней республики Коми, и Архангельской, и Вологодской областях).-4

Число перечисляемых плешивых в обычаях разнится: 9, 12, 27 или 40 человек. Видимо, у разных народов были свои магические цифры.

В цитируемом источнике сорок плешивых сравнивают с сорока мучениками, а вообще число 40 магическим было, мол, сорок сороков это что-то бесконечное. Число «сорок» можно определить как наиболее популярное в русской традиции для обозначения неопределенного множества.

Я задумалась, что сорок лысых знакомых бы вспомнила с огромным трудом. Наверное, и не набралось бы столько их. Видимо, это вариант какого-то трудновыполнимого задания, которое надо сделать для изменения погоды.

Источник информации: МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ МАГИЯ У КОМИ-ПЕРМЯКОВ. ОККАЗИОНАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОГОДУ.
(автор статьи Т. Г. Голева - Пермский научный центр УрО РАН)