Найти тему

10 ЛУЧШИХ РАССКАЗОВ ВЛАДИМИРА ФИРСОВА

Галина Бойко, Игорь Шалито. Иллюстрация к рассказу Владимира Фирсова "Эликсир силы". Изображение взято из открытых источников
Галина Бойко, Игорь Шалито. Иллюстрация к рассказу Владимира Фирсова "Эликсир силы". Изображение взято из открытых источников

Владимир Николаевич Фирсов (1925-1987) не столь именитый автор, как другие герои рубрики "10 ЛУЧШИХ", но тем не менее он оставил яркий след в советской фантастике. Любители фантастики, даже не зная об этом, весьма скромном человеке, пользовались плодами его работы, ибо Владимир Николаевич работал в редакции научно-популярной и научно-фантастической литературы издательства "Мир". Основная часть его творческого наследия - это рассказы, так что вспомнить есть о чем. Напоминаю, что выбор мой обусловлен исключительно личным вкусом и не претендует на абсолютную истину.

Галина Бойко, Игорь Шалито. Иллюстрация к рассказу Владимира Фирсова "Эликсир силы". Изображение взято из открытых источников
Галина Бойко, Игорь Шалито. Иллюстрация к рассказу Владимира Фирсова "Эликсир силы". Изображение взято из открытых источников

НОМЕР ПЕРВЫЙ: Рассказ 1970 года "Эликсир силы". Бравая звездная пехота, ничем не отличающаяся от американских коммандос, и на других планетах ведет себя как во вьетнамских джунглях. И точно также сталкивается с бешеным сопротивлением. Вот только в космосе, нередко встречается неизвестное. "Они шли уже несколько часов — впереди капитан Кемпнер, за ним Стражеско с рацией за спиной, затем Вуд, Райскин и все остальные, а позади — сержант Кумбс, который ни на миг не снимал рук с висящего на шее лучемета и постоянно оглядывался. Идти было тяжело. Ноги вязли в болотистой почве, колючие стволы деревьев рвали одежду. Никто не курил, потому что сигареты размокали, едва успев загореться. Наконец среди деревьев мелькнул просвет. Люди вздохнули с облегчением и зашагали быстрее. Через несколько минут они стояли на дороге, которая безупречно прямой линией пересекала лес. Капитан топнул ногой. Покрытие дороги по прочности, пожалуй, не уступало гудрону, но было странно мягким и эластичным..."

П. Шорчев. Иллюстрация к рассказу Владимира Фирсова "Кенгуру". Изображение взято из открытых источников
П. Шорчев. Иллюстрация к рассказу Владимира Фирсова "Кенгуру". Изображение взято из открытых источников

НОМЕР ДВА: Рассказ 1975 года "Кенгуру". На Земле деньги давно отменены. Юные земляне даже понятия не имеют, что это такое, а вот специалистам пришлось срочно вспоминать. Ведь в организацию ТОРГСИНЦ (Торговля с инопланетными цивилизациями), входят миры, обитатели которых имеют весьма разные представления о ценностях. К тому же, среди них находятся и мошенники. "Как вы понимаете, все эти инопланетяне, разумные обитатели нашей Галактики, прилетали на Землю вовсе не ради удовольствия побродить по Лувру или посетить Долину гейзеров. К земным условиям они приспосабливались с трудом, некоторым приходилось постоянно носить с собой баллоны с аммиаком или формальдегидом, чтобы не задохнуться в нашей атмосфере, а обитатели инфракрасных карликов вообще не выходили из специально построенных для них огромных холодильников, так как при температуре выше минус 120 градусов по Цельсию они просто испарялись. Хорошо себя чувствовали только обитатели немногих землеподобных планет да еще паукообразные с безатмосферных планет - те питались солнечным светом, и им было все равно, где жить - на Земле или на Луне. Луну они даже предпочитали, потому что на Земле воздух мешал им двигаться... Так вот, все эти пришельцы прилетали к нам, месяцами и годами терпя заключение в утлых скорлупках своих звездолетов, ради единой цели - торговли..."

П. Шорчев. Иллюстрация к рассказу Владимира Фирсова "Твои руки, как ветер". Изображение взято из открытых источников
П. Шорчев. Иллюстрация к рассказу Владимира Фирсова "Твои руки, как ветер". Изображение взято из открытых источников

НОМЕР ТРИ: Рассказ 1975 года "Твои руки, как ветер". Чего ни сделаешь, ради любви? Особенно, когда в твоей власти влюбить в себя любимую, но не любящую тебя девушку. Чего ни сделаешь, ради любви, особенно когда она сильнее эгоизма! "И тут сердце у меня на миг останавливается, потому что в глубине коридора я вижу знакомую тонкую фигурку, которая бежит, летит, спешит к нам из распахнувшихся дверей. Она пробегает так близко, что ветер от ее рук касается моего лица, и мне достаточно одного взгляда, чтобы понять, почему Федосеев так странно смотрел на меня. Она распахивает дверь в палату, где лежит Виктор. На одно мгновенье передо мной мелькает его запрокинутый чеканный профиль на ослепительно белой подушке, и я сразу вспоминаю другой, каменный профиль на полу мастерской, показавшийся мне таким знакомым. Дверь закрывается с мягким вздохом, а я стою, привалившись боком к стене, и непослушными пальцами ищу в кармане сигарету..."

Александр Гангалюк. Иллюстрация к сборнику "Фантастика-67", где опубликован рассказ Владимира Фирсова "Только один час". Изображение взято из открытых источников
Александр Гангалюк. Иллюстрация к сборнику "Фантастика-67", где опубликован рассказ Владимира Фирсова "Только один час". Изображение взято из открытых источников

НОМЕР ЧЕТЫРЕ: Рассказ 1968 года "Только один час". Не всякому дано увидеть будущее, за которое отдал жизнь, но немецкому антифашисту Гансу повезло. Он оказался в мире, за который боролся, ради которого вынес пытки в гестапо. Жаль только, что в этом будущем он мог провести только один час. "Он стоял на высоком берегу, крутой откос которого сбегал к самой воде. Дальше, за серебряной дугой реки, поднимались гигантские здания, а выше, на густеющей синеве неба, светилось ослепительной белизны облако, край которого был тронут багряным отсветом заката. Самое странное заключалось в том, что за всем этим прекрасным миром, который лежал сейчас перед ним, не было ничего. Он возник ниоткуда, как бы выхваченный из неизвестности внезапной вспышкой света. Человек медленно огляделся. Что-то до боли знакомое почудилось ему в плавном изгибе берега. Он попытался вспомнить, но память, до этого верно служившая ему, отказывалась повиноваться. На мгновение это обеспокоило его. Однако нереальность всего происходящего была настолько сильна, что он тотчас же забыл о своем беспокойстве, поглощенный зрелищем необычного мира..."

Д. Утенков. Иллюстрация к рассказу Владимира Фирсова "Первый шаг к Берлину". Изображение взято из открытых источников
Д. Утенков. Иллюстрация к рассказу Владимира Фирсова "Первый шаг к Берлину". Изображение взято из открытых источников

НОМЕР ПЯТЬ: Рассказ 1978 года "Первый шаг к Берлину". Чтобы вырвать из немецкого плена человека из будущего - пилота хронолета Росина - командир партизанского отряда, по прозвищу Дед, сам оказался в лапах фашистов. "Тут средний что-то снова хрипло крикнул, и в следующий момент страшная боль заставила Росина согнуться пополам - это незнакомец что было силы ударил его в живот тяжелым сапогом. На плечи и голову ему обрушились новые удары, его сбили с ног, заломили за спину руки. Все это произошло в несколько секунд. Когда ошеломленный болью Владимир пришел в себя, он уже лежал связанный, а один из незнакомцев, поставив ногу на ступеньку, с опаской заглядывал в люк интрахронолета. Росин представил, как кованым сапог незнакомца крушит приборы, и похолодел. Надо все объяснить этим людям, выяснить недоразумение..."

Гариф Басыров. Иллюстрация к сборнику Владимира Фирсова "Звездный эликсир". Изображение взято из открытых источников
Гариф Басыров. Иллюстрация к сборнику Владимира Фирсова "Звездный эликсир". Изображение взято из открытых источников

НОМЕР ШЕСТЬ: Рассказ 1987 года "Александр Петрович и Вероятностный Демон". Согласно второму закону термодинамики, энергия постепенно переходит в наиболее вероятное состояние. Вероятностный Демон переводит ее, наоборот, в наименее вероятное состояние. Поможет ли это Александру Петровичу - подхалиму и приспособленцу? "В различного рода азартных играх и лотереях влияние пробабилитности особенно заметно. Кавалер де Мере, своими неустанными трудами за игорным столом заложивший краеугольный камень в фундамент теории вероятностей, первый поверил в то, что случайностью можно управлять, и тем не менее разорился. В отличие от кавалера де Мере Александр Петрович очень хорошо знал, что вероятность крупного выигрыша чрезвычайно мала - недаром лишь один-два счастливца из многих миллионов угадывают заветные шесть цифр. Но знал он также, что "Спортлото" - игра без обмана. Никто не мешает тебе зачеркнуть в карточке именно те шесть цифр, которые через несколько дней окажутся единственно верными. Поэтому хотя он и не верил в выигрыш, но все же очень надеялся на него. Именно эта надежда и привела нашего героя в зал Дворца культуры машиностроителей, где разыгрывался очередной тираж "Спортлото"..."

Федор Лемкуль. Иллюстрация к сборнику Владимира Фирсова "Лицом к лицу". Изображение взято из открытых источников
Федор Лемкуль. Иллюстрация к сборнику Владимира Фирсова "Лицом к лицу". Изображение взято из открытых источников

НОМЕР СЕМЬ: Рассказ 1967 года "Лицом к лицу". Две экспедиции на Венеру потерпели фиаско, из-за нападения свирепых птероящеров. Ученые разработали прибор, отпугивающий агрессивную фауну и решили испытать его на Земле. "Лавров только покрутил головой и с уважением посмотрел на Федосеева. «Все-таки сколько у нас самомнения, — подумал он. — Еще бы — бесстрашные космонавты, открыватели новых миров! Невелика храбрость — палить из реактивных ружей по шумным надоедливым тварям, спасая свою шкуру. А человек готов лезть даже к пираньям в зубы для того, чтобы обеспечить тебе спокойную жизнь. И ведь полезет, только согласись, — в одних плавках, туда, где прожорливые рыбы за полторы минуты обгладывают до костей живого быка»..."

Лев Белов. Иллюстрация к сборнику Владимира Фирсова "Гений по заказу". Изображение взято из открытых источников
Лев Белов. Иллюстрация к сборнику Владимира Фирсова "Гений по заказу". Изображение взято из открытых источников

НОМЕР ВОСЕМЬ: Рассказ 1986 года "Гений по заказу". Ученые открыли способ превращать в гениев кого угодно, да вот только что из этого выйдет на практике? "Сорок минут... Словно пружина подбросила нас! В соседней комнате стукнула крышка рояля. Мы прилипли к щели в дверях. Незнакомец, ссутулившись, стоял перед открытым роялем. Вот его пальцы неуверенно пробежали по клавишам. Он наклонил голову, прислушиваясь к голосу инструмента, потом решительно пододвинул стул и сел. Я в восторге двинул Джека кулаком в бок. Тот улыбнулся и подмигнул мне. Из гостиной раздались первые аккорды. Боже, что это была за игра! Я никогда не подозревал, что мой древний "Вильгельм Менцель" способен на такое волшебство. Клянусь, я не слыхал подобного исполнения ни разу в жизни. Это был водопад звуков, могучая Ниагара, которая обрушилась на меня, оглушила, закружила, помчала куда-то, заставив потерять всякое представление о времени и пространстве. Гордые, величавые звуки реяли над миром, заставляя плакать от внезапного ощущения бесконечного счастья, трепетать от нежности, замирать от гордости, благоговеть перед величием Вселенной, раскрывающей тебе свои нежные объятия..."

Гариф Басыров. Иллюстрация к сборнику Владимира Фирсова "Звездный эликсир". Изображение взято из открытых источников
Гариф Басыров. Иллюстрация к сборнику Владимира Фирсова "Звездный эликсир". Изображение взято из открытых источников

НОМЕР ДЕВЯТЬ: Рассказ 1986 года "Возвращение". Партизанский командир "Дед" исцелен медиками будущего. Война окончилась 500 лет назад. Какой смысл возвращаться в прошлое, когда наши все равно победили? "Его трезвый крестьянский ум деятельно заработал. Он внимательно оглядел комнату, В ней не было ничего, кроме кровати да тумбочки рядом. Тумбочка была не фанерная или деревянная, а неизвестно из чего - стекло не стекло, металл не металл. На ней стоял графин с водой и стакан. Непривычным показалось ему и окно - без рам, стекол и ставен, словно здесь никогда не бывает холодов, дождей или ветров. Не иначе в Среднюю Азию отвезли, подумал он, но тут же засомневался, потому что березы за окном выглядели совсем по-русски. Тогда он оглядел себя: вначале пижаму, которая показалась ему очень уж легкой и удобной (он снова не мог понять, из чего она сшита), расстегнул пуговицы и увидел поперек своей груди цепочку шрамов от пуль и еще какую-то белую пуговку, прилипшую к коже напротив сердца. Он попытался отколупнуть ее, но в это время бесшумно открылась дверь и в комнату вошел высокий загорелый человек в белом халате..."

Евгения Стерлигова. Иллюстрация к роману Владимира Фирсова "Срубить Крест". Изображение взято из открытых источников
Евгения Стерлигова. Иллюстрация к роману Владимира Фирсова "Срубить Крест". Изображение взято из открытых источников

НОМЕР ДЕСЯТЬ: Я решил сделать исключение, ради единственного романа Владимира Фирсова "Срубить Крест", написанного в 1980-м году. Человек с коммунистической Земли, Алексей Северцев, должен спасти прекрасную Ганелону - принцессу Изумрудной Звезды", а для этого нужно сразиться с ее нежеланным женихом Рюделем - убийцей и садистом. "Вдалеке запели трубы герольдов, возвещая начало поединка. Не глядя, я протянул руку, взял копье, поданное оруженосцем, и тронул Баязета. Тот боком-боком пошел в ворота, фыркая и помахивая бронированной головой. На противоположной стороне ристалища уже гарцевал мой противник, смеясь и выкрикивая что-то возбужденной толпе зрителей. Но вот он заметил меня, уставил копье и пришпорил коня. Я тоже опустил копье и помчался навстречу. Мы сошлись в самом центре ристалища - точно на красной разделительной полосе. Публика взвыла от восторга. Первая схватка - это просто разведка, даже разминка. Рыцари скачут с поднятыми забралами, угрожая копьями лишь для пущего эффекте. Задача первой схватки - выявить скоростные данные противника, его внимание и глазомер. А поскольку считается почетным схватиться с соперником на его половине ристалища, каждый из бойцов пришпоривает коня вовсю..."

Владимир Николаевич Фирсов Изображение взято из открытых источников
Владимир Николаевич Фирсов Изображение взято из открытых источников

К сожалению, это единственная в сети фотография Владимира Николаевича Фирсова, как я уже писал выше, человека талантливого, но скромного. Он даже не успел увидеть своей первой книги, но тем не менее, читатели помнят его произведения.