Произошло многое в последние дни. Прежде всего, Владимир Путин прорвался в западное медиапространство со своим интервью, и донес до западного зрителя свою позицию по текущему конфликту. Дональд Трамп в это время заявил, что не будет поддерживать "должников" в НАТО, более того, будет даже "поощрять" Россию к агрессии против таких стран. В Европе натовские генералы наперебой требуют увеличения финансирования армии и перевооружения, угрожая "военной опасностью из России", и политики вроде как согласны. Развернулась какая-то большая игра, в которой надо разобраться.
Начнем по-порядку. Европа и США действительно быстро вооружаются, и хотя этот процесс встречает некоторое сопротивление в ЕС, он, тем не менее, прогрессирует. Совсем недавно в ФРГ начали строительство нового завода по производству снарядов в Нижней Саксонии. Вернее, значительно расширяют то производство, которое там уже есть. Проектная мощность - до 200 тыс. снарядов калибра 155 мм в год. 200 тысяч - это намного больше, чем лежит сейчас на складах Бундесвера, и даже больше, чем эти склады могут вместить. Понятно, что складские площади расширят, но неужели 300 млн Евро инвестиций нужны только для того, чтобы заполнить и увеличить склады? Боюсь, что нет. Такие мощности не вводят, чтобы через пару лет поставить их на консервацию. И это только один из примеров происходящего с ВПК ФРГ.
Быстро развивается военное производство и в Польше. Поляки уже инвестировали в новые мощности до 7 млрд. Евро, причем значительную часть - в производство бронетехники. Передав Украине до 300 танков, в основном - различные модификации польских Т-72, включая самую последнюю - "Твярды", поляки заказали им на замену 250 М1А2 SEP2 Abrams, и уже активно готовят всю нужную этой проблемной, но очень эффективной машине инфраструктуру. Польские "Абрамсы" идут с урановой броней и урановыми же боеприпасами - на данный момент, это одни из самых мощных танков в мире. Помимо них, поляки закупили лицензию на производство корейских танков К2, которые считаются самыми современными машинами в западных армиях. 28 К2 уже в строю, в 2025 году планируется довести их количество до 180. Получается, у Польши к середине 2025 года будет самый мощный танковый кулак в Европе.
Активно развивают военное производство и другие страны Европы, и конечно США. Причем речь не об объемах продаж, которые за последнее десятилетие бьют рекорды, а о вводе новых производственных мощностей. То есть новые рекорды продаж еще впереди.
И вот на этом фоне целый ряд натовских генералов и адмиралов заявляют о "русской военной опасности", и о том, что темпы перевооружения армии недостаточные. Мол, надо быть готовыми уже через 5 лет, иначе не успеем. Давление идет и из США, причем даже не столько от Трампа, сколько от нынешней верхушки Пентагона, которая сейчас под демократами. Идут масштабные военые учения в Европе, которые СМИ очень слабо освещают под предлогом секретности. Но направленность этих учений никто не скрывает - готовятся воевать с русской армией.
Все это продолжается после недвусмысленных заявлений российского руководства о том, что Россия на страны НАТО нападать не собирается. И в интервью В. Путина Такеру Карлсону эти заявления повторяются. Более того, президент России прозрачно намекает, что РФ готова к мирным переговорам по Украине и последующей "разрядке". Этот сигнал не только к другу и вероятному боссу Карлсона Дональду Трампу, который возможно станет новым президентом США. Это сигнал еще и западному обывателю, военным элитам, короче - всем. Но в ответ на этот сигнал мы слышим заявление Трампа о прекращении поддержки должникам в НАТО. Может, так Трамп намекает на то, что НАТО он планирует упразднить?
Боюсь, что нет. Трампу просто не дадут этого сделать. Слишком многое в самих США на НАТО завязано, да и шаг рискованный. Конечно, многие американцы хотят изоляционизма, сосредоточения политики на внутриамериканских проблемах. Но многие - не значит большинство. Элиты в США боятся и развала НАТО, и самого Трампа, и тут подобный шаг не то, что президентского поста - жизни Трампу может стоить. Так чего же он бузит тогда?
Думаю, что дело в стремлении западных элит резко увеличить военные расходы, и перейти к полноценной гонке вооружений. Хотя расходы уже стремительно растут, радикальным образом увеличивать военное производство страны запада пока боятся. Потому что это действительно опасно для экономики.
Дело в том, что оружие - это не тот товар, который просто так и кому угодно можно продать. Имея высокую стоимость, этот товар окупается только в случае его полноценного применения, то есть на войне. Без войны оружие быстро обесценивается. Его продажа упирается в политические барьеры - оружие поставляют только друзьям, заказы на вооружения не всегда объемные, и часто их сокращают. То есть произведенные оружие и боеприпасы могут в итоге потерять свою стоимость, их производство обеспечивает рост экономики и занятость, но как только оружие больше не нужно, целые сектора экономики быстро оказываются не у дел. Зачем же сейчас идти на такой риск, когда экономики стран запада штормит, и велика вероятность рецессии?
Именно для того, чтобы экономику расшевелить. Экономики стран запада, в особенности - немецкая, теряют конкуррентоспособность. Товары выгоднее полностью производить в Азии, где дешевле рабочая сила, электроэнергия, а технологический уровень в последние годы значительно возрос. Качество китайских товаров уже приближается к европейскому, при более низкой цене. Оружие - последняя отрасль реального производства, способная обеспечить краткосрочный экономический рост. Возможно, на целый президенсткий срок хватит. На западе, в особенности в ФРГ, сохранились прекрасные возможности для масштабного производства оружия и боеприасов - мощная химическая отрасль, сталелитейные производства, развитое машиностроение, и собственно военные производства с отличной конструкторской и опытно-экспериментальной базой, еще и с полигонами и довольно мощной инфраструктурой, сохранившейся со времен холодной войны.
Можно парировать, и сказать, что в России также имеются крупные военные производства, равно как и развитое машиностроение, химическая и сталелитейная отрасли. Именно так и есть, и все эти производства сейчас работают на оборону с полной загрузкой, на пределе своих мощностей. Именно эта работа и обеспечивает экономическое выживание России в условиях санкций. И почти все, что в настоящее время производится, модернизируется или ремонтируется, активно поглощают фронты СВО. Техника, вооружение, боеприпасы, оснащение быстро погибают, изнашиваются, расходуются и требуют замены. Военная экономика страны на пределе своих возможностей справляется. Но что будет потом, когда спецоперация закончится?
Какое-то время можно будет употребить имеющиеся мощности для модернизации вооруженных сил, она давно назрела. Будут производить новую технику, накапливать боеприпасы, этого хватит на несколько лет. А затем? Затем без новой войны экономика просто встанет. Так было всегда и везде.
Вот на это как раз "друзья России" республиканцы и рассчитывают. Они не хотят больше гнать вперед собственное военное производство, оно и так загружено заказами. Хотят, чтобы все риски, связанные с перепроизводством вооружений, взяли на себя европейцы. Российская же индустрия в их понимании в шаге от смерти: технологии и средства производства используются старые, и никакой конверсии с остановкой этого производства быть не может. Если Россия на данном этапе остановит войну, она остановит и экономику, после чего окончательно превратится в сырьевой и демографический придаток Китая, сняв себя с повестки дня как военный и политический оппонент. Европа, заваленная оружием, погрузится в глубокий экономический кризис. Ну а США? А США будут процветать в изоляции, за счет бегущих со всего мира инвесторов.
Главное только американцам не забыть, что повешенное на стену ружье в последнем акте пьессы, как правило, стреляет. И произведенные в ближайшее врмя в гигантских масштабах оружие и боеприпасы тоже выстрелят, причем, скорее всего, уже не в текущем конфликте на Украине.