Найти в Дзене
Волгоградский ТЮЗ

ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР В ЦАРИЦЫНЕ (1872 – 1917 гг.)

В начале 80-х годов XIX века Царицын по числу жителей превосходил все уездные города Поволжья. «Жителей здесь насчитывается около 36 тысяч, да кроме того беспаспортных никак не менее 5000, а летом число их еще более увеличивается. Городские расходы за 1883 год составили 146 875 руб. 73 коп. Главная статья доходов - сбор с трактиров и кабаков – 34 136 руб. Расходы равны доходам. 

 

По свидетельству очевидцев, тогдашний Царицын мало походил на город: «это скорее большое село, к которому пристроились несколько деревень. С какой стороны вы на него ни смотрите – он всегда представляется каким-то азиатским селением, громадным, но серым, бедным и, смотря по сезону, грязным или пыльным. Площадь и улицы не мостятся; по ночам освещаются только некоторые из них, да и то так скудно, что обыватели до сих пор не бросили привычки ходить по ночам с фонарями в руках». 

 

Но, несмотря на убогость существования, а, может быть, вопреки ему, царицынский обыватель, разбуженный труппой Андреева-Бурлака, потянулся к театру. «С закатом солнца царицынцы сплошными массами устремляются в «Конкордию», небольшой садишко, приютившийся на берегу речки Царица. В «Конкордии», кроме буфета, имеется летний театр, где местною труппою даются оперетки. Прогуливаясь по саду, нельзя не заметить преобладания здесь прекрасного пола, отчего в «Конкордии» все чинно, благопристойно и вежливо – скандалов никаких. Царицынские барышни вообще довольно миловидны, одеваются скромно (платья преимущественно из сарпинки), но не без вкуса. 

 

Здешний театр представляет много особенностей: спектакли начинаются позже часа, назначенного в афишах, а именно в половине десятого, в десять. Затем, в первом же действии, вы заметите, что женский персонал труппы состоит почти исключительно из девушек очень молодых, - хотя и обладающих привлекательной наружностью, но совершенно неопытных в актерском деле. Видно, что антрепренер себе на уме и не остается внакладе. 

 

Репертуар не поражает своим разнообразием, больше всего даются «Фауст наизнанку», «Прекрасная Елена» и тому подобные археологические древности. Но нужно видеть, с каким удовольствием царицынцы присутствуют на спектаклях, как они увлекаются! Порой эти увлечения доходят до того, что все зрители – стар и млад, богатый и убогий – все начинают подпевать актерам. Умилительное и оригинальное зрелище представляет тогда царицынский театр, невольно и сам заражаешься общим одушевлением и тоже подпеваешь, а на душе становится так весело и легко». 

 

Продолжение следует