Найти тему
МИР (Море История Россия)

"Матрос Петр Кошка" или "в списках не значился".

Нет, наш рассказ не о легендарном защитнике Севастополя, матросе 30-го флотского экипажа Петре Марковиче Кошке (он то уж точно в списках числился). Речь в нашем рассказе пойдет о не менее легендарной подводной лодке "Матрос Петр Кошка". Правда легенды ее несколько иного плана.

Начну с обширной цитаты из книги известного автора А.Е.Тараса о подводных лодках, посвященной судьбе этой подводной лодки: "...в феврале 1904 г. отправили в Порт-Артур, где она без всякой пользы стояла в порту до конца обороны. Перед сдачей крепости японцам в конце декабря 1904 г. русские моряки затопили подводную лодку «Петр Кошка» в западной части гавани".

Нет, это не совсем так (точнее совсем не так). Документов по ней, действительно, совсем мало.

В своей знаменитой книге «Рассуждения по вопросам морской тактики» (1897 г.) С.О. Макаров утверждал, что подводные лодки могут принести пользу «во время борьбы за обладание рейдами, а также при всяких блокадах и вообще действиях у берегов воюющей стороны». Там же он отметил, что небольшие подводные лодки следует поднимать на борт больших надводных кораблей, благодаря чему они смогут действовать в значительном удалении от родных берегов. Таким образом, Макаров рассматривал подводные лодки не как оборонительные средства, а, как наступательные.

В 1900 году С.О. Макаров провел совещание по вопросам подводного плавания с 14-ю офицерами-активистами Кронштадтского морского собрания, на которое пригласил Колбасьева, Кутейникова и Кононова. Скорее всего, именно на этом совещании было принято решение о строительстве экспериментальной подводной лодки. Заложена она была летом 1901 года в мастерских Кронштадтского порта, командиром которого являлся... С.О.Макаров. (Ряд источников указывает местом постройки Балтийский завод, но это скорее всего ошибка).

В 1902 году. «Московские ведомости» сообщали: «На днях в опытном бассейне Морского ведомства в Петербурге, в присутствии управляющего Морским министерством генерал-адъютанта Павла Тыртова и многих флотских офицеров протоиреем отцом Иоанном Кронштадтским совершено было освящение новой подводной лодки лейтенанта Евгения Колбасьева. Лодка почти совсем готова. Предстоит лишь сделать некоторые изменения и дополнения в деталях сооружения. Лейтенант Колбасьев назвал лодку «Матрос Пётр Кошка» в честь известного героя Севастопольской обороны, смелые и неожиданные действия которого имели много общего с задачами, преследуемыми подводной лодкой». Освещал лодку протоиерей Иоанн Кронштадтский (отчего и пошла утечка информации)

Е.В.Колбасьев
Е.В.Колбасьев

Подводная лодка построенная в мастерских порта, имела достаточно много интересных особенностей. Для начала, она имела сборно-разборную конструкцию. 9 отсеков собирались на болтах (вроде бы как за 6 часов). Лодка имела носовой и кормовой торпедные аппараты лоткового типа под торпеды 15 дюймов (381 мм).

Идея была такова: коммерческое судно под нейтральным флагом должно было войти во вражеский порт или на внешнем рейде бросить якорь. Внутри судна, в специальном отсеке, производилась сборка лодки, и под покровом ночи её кран-балкой опускали на воду. Подлодка должна была бесшумно подойти к цели и атаковать её из носового торпедного аппарата.

Затем после атаки она покидала акваторию порта, имея возможность использовать кормовой аппарат. В условленном месте подлодку поднимали на борт судна-носителя. (все кака в случае с минными катерами).

-3

Еще одной особенностью лодки стал ее "пропульсивный комплекс". Лодка несла в себе четыре тонны французских аккумуляторных батарей, которые приводили в движение шесть электромоторов французского производства, (мощностью по 4 л.с.) расположение которых было достаточно необычным.

Чтобы обеспечить точную стрельбу из кормового лоткового торпедного аппарата, винты расположили... по миделю (по три на борт). Все 6 гребных валов располагались под углом 20 град. к диаметральной оси корпуса.

Еще одна особенность подводной лодки заключалась в том, что ее непотопляемость была обеспечена заполнением ее корпуса специальным наполнителем. Часто пишут, что это была пробка.

Нет, не пробка. В качестве наполнителя использовался капок. Что это такое? Это тропическое растение, с которым мы мало знакомы, – капок, сейба или хлопковое дерево. На этом дереве созревают плоды-коробочки с пухом, которые внешне похожи на хлопок и на шелк одновременно. Однако волокна сейбы в 8 раз легче хлопковых, они тонкие и мягкие, при этом прочные. Пух капок очень эластичен и упруг, хорошо восстанавливает форму и не сваливается, что делает его прекрасным наполнителем для подушек и одеял. По причине высокой устойчивости к сваливанию его не используют для прядения и изготовления тканей, зато его часто использовали как наполнитель спасательных жилетов. Капок выращивают и экспортируют из Нигерии, Мозамбика и Танзании в Африке, Шри-Ланки, Индонезии, Таиланда и Филиппин в Азии и Эквадора в Южной Америке. В то время торговлей этим материалом занималась Британская империя.

Тактико-технические данные подводной лодки:
Общее водоизмещение - 20 тонн;
Скорость надводного хода – 8,6 узлов;
Скорость подводного хода – 6 узлов;
Дальность плавания в надводном положении – 40 миль (скорость 4 узла);
Дальность плавания в подводном положении – 15 миль (скорость 3,5 узла);
Проектная глубина погружения – 20 м;
Время погружения – до 20 минут.
Размеры судна:
- длина – 15,2 м;
- ширина – 1,27 м;
- высота – 3,05 м;
Конструктивный тип – однокорпусная;

Дальность плавания 40 мил 4-х узловым ходом. Экипаж – 1 офицер и 2 нижних чина.

В августе 1902 года разобранную лодку по железной дороге перевезли в Севастополь, 13 августа Е. В. Колбасьев был следом за лодкой командирован в Севастополь с целью руководства испытаниями лодки. В 1903 году испытывались торпедные аппараты, показавшие неудачность их конструкции — произошло два отказа.

А, вот теперь мы подошли к легенде. 19 июня 1904 года после всех доработок и испытаний «Матрос Пётр Кошка» был спущен на воду в Севастополе. В течение последующих двух лет лодка испытывалась под руководством Колбасьева. И, следовательно, ее гибель на Дальнем Востоке не более чем легенда. В 1905—1906 году Колбасьев был прикомандирован к 30-му флотскому экипажу Черноморского флота, а лодка находилась в Плавучем доке Севастопольского порта. К доку с целью достройки, испытаний и хранения лодки была сформирована команда из состава флотских экипажей. Потом лодку отогнали в Инкерман в район устричных ферм (были у нас и такие).

А. Н. Крылов вспоминал, что в 1907 году «… лодка Колбасьева стояла на якоре и швартовых у его устричного завода и служила пристанью для шлюпок; никуда она никогда не ходила и на верблюдах в Персидский залив ее не возили…».

О судьбе Е.В,Колбасьева мы уже рассказывали. Высочайшим приказом № 739 от 8 января 1907 года произведён в капитаны I ранга и уволен со службы «с мундиром, пенсией и зачислением в морское ополчение по Петербургской губернии». Будучи уволенным, капитан I ранга Колбасьев продолжал конструкторскую деятельность. Ему принадлежит авторство оригинальной конструкции плавающей мины.

В 1908-1910 годах он разработал три проекта подводных лодок водоизмещением 110, 345 и 640 тонн, но проекты успеха не имели. В последнем проекте Колбасьев использовал трубчатые траверзные торпедные аппараты собственной конструкции, обеспечивающие залповую стрельбу.

В июле 1916 года капитана I ранга Колбасьева вновь призвали на действительную военную службу и зачислили во 2-ой Балтийский флотский экипаж в Петрограде. Как изобретатель и конструктор эффективного прибора для «переделки мин заграждения по типу дрейфующих», работа над которым велась по заданию Морского генерального штаба и командующего Черноморским флотом, он был прикомандирован к Главному управлению кораблестроения.

23 января 1917 года капитан I ранга Колбасьев был зачислен в резерв чинов Морского министерства. Приказом по флоту и морскому ведомству №44 от 22 ноября 1917 года был уволен со службы «с мундиром и пенсией». Награждён орденами Святого Станислава III степени, Святой Анны III степени, Святого Владимира IV степени и медалью в память царствования императора Александра III.

Колбасьев был застрелен в Инкермане бандитами при попытке ограбления 20 ноября 1918 года (правда, отдельные авторы, слабо знакомые с историей Севастополя, все равно попытались его записать в жертвы "красного террора"). Погребение совершил настоятель монастыря архимандрит отец Яков», — гласит запись в книге монастыря Святого Климента в Инкермане. К сожалению, могила его на монастырском кладбище утрачена (и что-то никто не стремится ее сыскать).