В продолжение темы демографии, затронутой в последнее время сразу в нескольких авторских колонках на «АПН-Приволжье», как по заказу появились новости, имеющие к ней самое непосредственное отношение. Сначала стало известно, что Нижний Новгород обогнал по качеству жизни не только все остальные города РФ, включая Москву и СПб, но и многие известные мировые столицы, например: Варшаву, Сеул, Дублин, Лондон, Рим, Анкару, Будапешт, Париж, Минск. Практически одновременно были опубликованы данные другого исследования, показавшие, что более трети жителей самого успешного по данным первого рейтинга города страны хотели бы из него... уехать.
Над возможными причинами оттока населения из Нижегородской области мы попытались поразмышлять тут. А объяснять плохо соотносящиеся друг с другом социологические выкладки, пусть и полученные разными службами, – занятие, на наш взгляд, бессмысленное, ведь тотальный абсурд (напоминает название какой-то жутковатой породы собак), всё более плотно держащий за горло мир, о чём ещё в прошлом веке предупреждали многие гениальные умы, последнее время буквально искрит новыми свидетельствами. Одно радует – места для их складирования в виртуальных облачных сервисах хватит в избытке.
На «АПН-Приволжье» совсем недавно ещё вышел материал о «горячих точках» в регионе, допущенных областными властями. Если это и так, то крайне сложно измерить сам градус напряжения, пусть таких мест и становится больше. Скажем, анонсированное закрытие пешеходного моста через Почаинский овраг (чем не «точка»?) является проблемой скорее локальной, пусть и важной для части нижегородцев, однако, услышав от министерства градостроительства срок появления нового моста (до конца 2025 года!), скорее подумалось не о напряжённости, но всего лишь о реакции на такие фантастические темпы строительства наших друзей с Дальнего или Ближнего востоков. Думается, оценили бы.
Как не стали «горячей точкой» и уже хорошо подзабытая история с ЖК «Сердце Нижнего», и, тем более, трагикомедия, с расположенным в 30-ти метрах от него ОКН Домом Котельникова, – примером достаточно свежим. И если в случае с ЖК «Сердце Нижнего» произошла очередная «экранизация» фразы, приписываемой Черчиллю, о большевиках «успешно преодолевающих трудности, которые они сами себе создают» (успешность, правда, с сильным душком), то ситуация с купеческим особняком - печальная иллюстрация уже детского анекдота про Чебурашку «мы строили, строили…». В итоге, попросту облажавшись (я так и не встретил информации о том, кто понёс ответственность сначала за длительный ремонт ОКН, потом - за случившийся пожар), чиновники поспешили сбыть его в частные руки, ибо надзирать за исполнением чего бы то ни было у них получается несколько лучше, чем исполнять ими же озвученные сроки ремонтных или строительных работ.
О фуникулёре в Кремле говорить уж как-то совсем пошло. И вопрос уже не столько в постоянных переносах его запуска, сколько в кажущейся неспособности ответственных за результат к элементарному анализу, а проанализировав, промолчать, если нечего сказать. Никто ведь не требует немедленного ответа, к стенке не припирает, не припомнит во время конкурентной предвыборной кампании. Видимо, несёт просто. Это не перестаёт удивлять на фоне в целом спокойной и взвешенной риторики на федеральном уровне в отношении анонсируемых крупных проектов. Беспокоит ли такое несоответствие те государственные институты, где отвечают за HR для регионов? По идее должно беспокоить. Справляются ли они с задачей? Как минимум, там, где в нашей стране зима длится 4-6 месяцев, ответ предсказуем. А сколько таких территорий в РФ известно без карты.
Но иногда сами местные чиновники в поисках путей для выживаемости используют, мягко говоря, нестандартные подходы. Например, даже простого служащего конторы, занимающегося мониторингом локальной российской прессы, могло бы заинтересовать сообщение нижегородской мэрии о возбуждении «1039 административных производств с начала зимы за плохую уборку снега на придомовых территориях в Нижнем Новгороде». Этот сотрудник может быть не знаком с понятием мазохизм, однако, на подсознательном уровне, глядишь, и вспомнит об унтер-офицерской вдове. Действительно, зачем мэрии на своём же сайте бодро рапортовать, что в подведомственном ей населённом пункте плохо убирают снег? Попахивает смесью идиотизма с дилетантизмом.
… Ещё какие-то две с небольшим недели и наступит весна, казалось бы, надо радоваться. Однако, её ранняя часть – самое некрасивое время года в Нижнем Новгороде. Хочется исчезнуть на этот период, чтобы не плюхать ногами или колёсами (без разницы) по жутковатой жиже из грязного тающего снега, экскрементов, песка и всплывающего мусора. Быстро нашёлся и авторитетный защитник моих наблюдений – главный русский поэт: «…я не люблю весны; скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен…». Потом бюджетников организуют на субботники, до которых Пушкин не дожил, дожди при поддержке передвижных бригад уборщиков постепенно отмоют наиболее важные в плане туристско-экскурсионной составляющей городские маршруты и можно будет трубить очередной столично-закатный сбор.
На четыре с небольшим месяца город вполне заслуженно станет популярной туристической локацией. Рецепт такой востребованности оказался совсем не волшебным, а давно известным. Первое - следить за сохранностью старого, наполняя его увлекательным содержанием, второе – поменьше уродовать новым. И с тем, и другим прогресс есть, хотя это общероссийский тренд. Грустно лишь от того, что цифры туристических достижений, как и самые радужные социологические выкладки, к решению демографических проблем отношения не имеют.
Всеволод Евгеньев, журналист