Упреки о "наличии отсутствия" у нас передовых технологий в эпоху "самого ретрó", как правило, полифоничны и полисоставны. Один из них - мы были не маркетологи. Маркетинга и не нюхали.
Меж тем, запах имеется: нагретый порох, раскаленное железо, сварка металла, стейк прожарки well done, подгоревшее миндальное печенье. Всем этим, по свидетельствам профессиональных очевидцев, пахнет космос.
———————————————————
Человека слева на фото знает и никогда не забудет весь мир в самом широком, надпланетном смысле слова. Справа - его дублер и космонавт номер два Герман Титов. История их окончательной порядковой нумерации - ещё и краткое изложение парадигмы маркетинга, о котором принято считать, что его у нас тогда не было.
Итак, в феврале-апреле 1960 года формируется первый отряд космонавтов, летом того же года определилась шестёрка целенаправленной подготовки к первому полету, в неофициальный финал этого состязания вышли двое: Гагарин и Титов. А дальше начались муки выбора (вот и маркетинг подкрался незаметно)...
Показатели по здоровью физическому у обоих - одинаково прекрасные. По психическому - так не менее прекрасные. Учеба, экзамены, тренировки, тренинги, тесты пройдены обоими блестяще. Мотивация высочайшая у обоих, цель ясна и желанна, и они ей, этой высокой цели соответствуют. Мужество, трудолюбие, ответственность, дисциплина - на высшем, космическом уровне. Анкетные данные без нареканий. И как тут выбрать?
А выбирать надо: время идёт, затрачены огромные государственные усилия, ресурсы всех видов, финансы. Уникальная программа должна быть доведена до логического конца. Получены разведданные: американские астронавты готовы лететь в апреле 1961-го, если не в марте. Генеральный Секретарь ЦК КПСС озабочен ситуацией "догнать и перегнать Америку". А решения у С. П. Королева всё нет...
Воспоследовавшие данные расходятся: есть и свидетельства Каманина о ранжированном списке от января 61-го, и информация о мнении и критериях выбора Хрущева. Главная, генеральная ответственность - на Королеве, решать всё равно ему.
Если ретроспективно проследить его действия, приведшие к выбору, то они - абсолютно надпрофессиональны и ведутся на более высоком (человеческом) уровне. Как космос по отношению к Земле.
Помимо блестящей профессиональной подготовленности, на human being уровне Гагарин явно выделялся из остальных: самым высоким уровнем оптимизма; самым высоким уровнем веры и доверия Королеву и его команде - его знаменитое "Как учили!"; самым высоким уровнем эмоциональной отдачи и включенности в процесс подготовки к полёту; и самое поразительное - абсолютным и цельным очеловечиванием идеи и отношением к ней.
Легенда о том, что решающим моментом стало то, что Гагарин разулся при входе в ракету при первом в неё визите - совсем не легенда. В этом был весь Гагарин в его уникальной человеческой цельности, и Королев это понял и почувствовал. Легенда-2, гласящая, что Хрущева зацепила улыбка Гагарина - тоже не легенда. Улыбка Гагарина - это Голливуд, пардон за избитый штапм. В случае удачи для человека, которому суждено стать мировой знаменитостью и бессмертной легендой, улыбка - не последнее дело. Хотя к профессиональной подготовке космонавта она не имеет ни малейшего отношения.
Мораль: если по рациональным критериям сделать выбор невозможно - "все йогурты одинаково полезны" - дело решается на самом высшем, "космическом" уровне: человека, его эмоций, внутреннего мира, "космоса". В пространстве иррационального. А одно из многочисленных определений, трактовок маркетинга - единственная экономическая дисциплина, которая касается самого высокого - души.
Мы оказались на высоте не только в космосе...
Вот такое "самое ретрó".
(с) R.Lya