Найти тему
LR."Le rетрó"

Human being: ретрó. фигура девятая, маркетингово-космическая

Фото автора
Фото автора

Упреки о "наличии отсутствия" у нас передовых технологий в эпоху "самого ретрó", как правило, полифоничны и полисоставны. Один из них - мы были не маркетологи. Маркетинга и не нюхали.

Меж тем, запах имеется: нагретый порох, раскаленное железо, сварка металла, стейк прожарки well done, подгоревшее миндальное печенье. Всем этим, по свидетельствам профессиональных очевидцев, пахнет космос.

———————————————————

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Человека слева на фото знает и никогда не забудет весь мир в самом широком, надпланетном смысле слова. Справа - его дублер и космонавт номер два Герман Титов. История их окончательной порядковой нумерации - ещё и краткое изложение парадигмы маркетинга, о котором принято считать, что его у нас тогда не было.

Итак, в феврале-апреле 1960 года формируется первый отряд космонавтов, летом того же года определилась шестёрка целенаправленной подготовки к первому полету, в неофициальный финал этого состязания вышли двое: Гагарин и Титов. А дальше начались муки выбора (вот и маркетинг подкрался незаметно)...

Показатели по здоровью физическому у обоих - одинаково прекрасные. По психическому - так не менее прекрасные. Учеба, экзамены, тренировки, тренинги, тесты пройдены обоими блестяще. Мотивация высочайшая у обоих, цель ясна и желанна, и они ей, этой высокой цели соответствуют. Мужество, трудолюбие, ответственность, дисциплина - на высшем, космическом уровне. Анкетные данные без нареканий. И как тут выбрать?

А выбирать надо: время идёт, затрачены огромные государственные усилия, ресурсы всех видов, финансы. Уникальная программа должна быть доведена до логического конца. Получены разведданные: американские астронавты готовы лететь в апреле 1961-го, если не в марте. Генеральный Секретарь ЦК КПСС озабочен ситуацией "догнать и перегнать Америку". А решения у С. П. Королева всё нет...

Воспоследовавшие данные расходятся: есть и свидетельства Каманина о ранжированном списке от января 61-го, и информация о мнении и критериях выбора Хрущева. Главная, генеральная ответственность - на Королеве, решать всё равно ему.

Если ретроспективно проследить его действия, приведшие к выбору, то они - абсолютно надпрофессиональны и ведутся на более высоком (человеческом) уровне. Как космос по отношению к Земле.

Помимо блестящей профессиональной подготовленности, на human being уровне Гагарин явно выделялся из остальных: самым высоким уровнем оптимизма; самым высоким уровнем веры и доверия Королеву и его команде - его знаменитое "Как учили!"; самым высоким уровнем эмоциональной отдачи и включенности в процесс подготовки к полёту; и самое поразительное - абсолютным и цельным очеловечиванием идеи и отношением к ней.

Легенда о том, что решающим моментом стало то, что Гагарин разулся при входе в ракету при первом в неё визите - совсем не легенда. В этом был весь Гагарин в его уникальной человеческой цельности, и Королев это понял и почувствовал. Легенда-2, гласящая, что Хрущева зацепила улыбка Гагарина - тоже не легенда. Улыбка Гагарина - это Голливуд, пардон за избитый штапм. В случае удачи для человека, которому суждено стать мировой знаменитостью и бессмертной легендой, улыбка - не последнее дело. Хотя к профессиональной подготовке космонавта она не имеет ни малейшего отношения.

Мораль: если по рациональным критериям сделать выбор невозможно - "все йогурты одинаково полезны" - дело решается на самом высшем, "космическом" уровне: человека, его эмоций, внутреннего мира, "космоса". В пространстве иррационального. А одно из многочисленных определений, трактовок маркетинга - единственная экономическая дисциплина, которая касается самого высокого - души.

Мы оказались на высоте не только в космосе...

Вот такое "самое ретрó".

(с) R.Lya