Добрый вечер, дорогой друг, заглянувший в открытые двери Сумеречной библиотеки, я рада тебя видеть! Садись поудобней, так как мы уже начинаем свою работу.
Сегодня мне попалась на глаза одна очень занимательная открытка, которую ты тоже можешь видеть. Итак, тема нашей встречи посвящается средневековому городу и собору в нём. На нашей открытке изображён Кёльнский собор, так что его и возьмём для примера.
Готическая архитектура неразрывно связана с городом, представить себе собор где-то вне его пространства практически невозможно. В соборе можно видеть монументальное воплощение мировоззрения средневековых горожан. Причём не только их религиозные представления, но и их свободомыслие и свободолюбие. Поэтому не случайно один из красивейших городских соборов был построен в городе Кёльне.
Роль собора в средневековом городе была невероятно высока. Изначально, именно он определял архитектурный и пространственный центр города, а при любом типе городской планировки паутина улиц тяготела к нему. В случае необходимости собор выполнял функцию сторожевой башни, являясь самым высоким зданием в городе, а также все жизненно важные публичные действия начинались и происходили на соборной площади, так как она являлась главной, правда, бывало и единственной.
Собор так же был тем местом, где люди могли узнать время, так как колокола отбивали часы суточного богослужения, а для горожанина вплоть до 14 в. возвещали начало и конец рабочего дня.
Великолепный собор играл роль одного из самых важных знаков престижа, демонстрируя силу и богатство городской общины. В его строительстве зачастую принимали участие не только горожане, купцы, но и крестьяне округи, магнаты, а также духовенство. Однако новые заказчики, недоступные устрашающим суевериям прошлых лет и далёкие от потусторонних идеалов монашества, ищут уже иных архитектурных форм, более соответствующих их реалистическим воззрениям, богатству и тщеславию. Да и новый вид собора противопоставлялся старой имперской романике с императором, потому готика так оказалась востребована в городах. Искренний порыв благочестия сочетался с соперничеством с соседним городом, а бывало, и с желанием получить личное отпущение грехов, вспомнить хотя бы только, что сам архиепископ кёльнский Конрад фон Хохштаден "объявил верующим неслыханное до сих пор отпущение грехов тем, кто внесёт или пришлёт свой вклад в строительство церкви". О значимости собора для города говорит и стремление немедленно восстановить его после пожара, причём на том же месте, чтобы сохранить привычные объекты паломничества, так как в нём хранились реликвии с мощами, что способствовало постоянному обмену между жителями различных местностей, в случае Кёльнского собора это была усыпальница трёх королей. Город и храм дорожили такими паломничествами, так как они приносили существенный доход.
Если говорить о самом Кёльне, то его можно отнести к наиболее развитым центрам торговли Германии. Кёльн сформировал фактический центр для юго-восточной и северо-западной торговли Германии, которым он стал уже в 11-12 вв. Торговый путь пролегал из Греции и Италии через Венгрию и Альпы по Верхнему Рейну, затем шёл на немецкие берега Нижнего Рейна, в Англию, Францию, а оттуда в Испанию, а через Средиземное море, собственно, обратно в Италию. Стоит только упомянуть, что прирейнские города Германии впервые вступают на арену истории в 70-х годах 11 в., которые к этому моменту уже представляли собой значительные центры городской жизни. В Кёльне, например, уже существовали организации богатых горожан. А Ламберт Герсфельдский, хронист конца 11 в., называет Кёльн и Майнц "царицами немецких городов" (в немецком языке "город" женского рода). Сеньорами города были кёльнские архиепископы, обладавшие большими материальными и военными ресурсами, которые, правда, в течении 12-13 вв. постепенно теряли свои сеньориальные права. Высший слой кёльнского населения состоял из представителей торгового и ростовщического капитала, в чьих руках была торговля в рейнской гавани и экспорт сукна, что позволило им, видимо, на экономической основе, повысить свою политическую роль. В 14 в. этот слой настолько окреп, что создал свои органы управления, формально подчинённые архиепископу, но фактически боровшиеся с ним и постепенно сводившие его значение на нет. Положение богатой верхушки населения в Кёльне очень приблизилось к положению патрициата.
Факт постройки Кёльнского собора был связан с архиепископом Конрадом фон Хохштаденом, который навсегда увековечил своё имя. В середине 13 в. он занял архиепископский престол Кёльна (1238-1261). Честолюбивый и властный демагог, вступивший в непримиримую войну с правящей верхушкой города, искусно использовал противоречия интересов между ней и ремесленной массой. Он всячески стремился повысить епископские доходы, злоупотребляя своим правом чеканки монеты, вмешивался в пополнение коллегии шефенов и совершал ряд других актов, нарушавших сложившиеся обычаи, в ущерб интересов высшего слоя, что дало толчок к открытому конфликту между ним и входившей в состав правительственных органов верхушкой. Перед ремесленной массой стояла альтернатива: либо поддержать архиепископа против богатого слоя, либо оказать помощь последнему против архиепископа. Дважды Конрад предпринимал военные действия против горожан. Второй раз они сопровождались блокадой города с воды и с суши, что нанесло сильный удар кёльнской торговле на тот момент.
Сам Конрад принимал деятельное участие в распрях светских князей и, даже, сам их иной раз и устраивал, как это было по воспоминаниям Генриха II, которому нарушение ранее заключённого мира с Конрадом оказалось нужным на руку. А вот в 1241 г. Конрад фон Хохштаден идёт уже на открытую конфронтацию с императором, напав на селения в Ведерава, в прирейнской области, а в 1242 г. захватывает земли графа Вильгельма Юлихского, в 1243 г. нападал на графа Клеве и, даже, купил для этого крепость Хольте, чтобы удобнее было свершать нападения. А в 1246 г. совершает проповедь Креста против смещённого императора Фридриха и мешает его сыну, Конраду IV, утвердиться на престоле, выбирая нового правителя анти-короля Генриха.
Не смотря на все споры и разногласия, это был расцвет власти архиепископа, особенно после того как произошло одно из самых важных событий - победа анти-короля Вильгельма Голландского и поражение императора Фридриха при Парме 18 февраля 1248 г. Это был удар, который, несомненно, оказал немедленное и подавляющее влияние на Германию.
Архиепископ Конрад, являясь центром партии сторонников Папы и противников императора, чувствовал себя великим и могущественным как никогда прежде. В 1248 г., в день Святой Троицы, он заключает мир с горожанами Кёльна, по которому освобождает всех жителей этого города до Нойса от всех таможенных платежей как внутри, так и за пределами столицы. С этого момента он приступает к строительству, которое увековечит имя его создателя на века, сохранив его для потомков. За это Конрад получил почётное имя "второго Соломона".
Многое подталкивало архиепископа к этому строительству, сложились необходимые условия, при которых план стал осуществим.
Во-первых, Конрад смог приобрести графство Хохштаден, что составило огромное состояние, так богатство архиепископа ещё более увеличилось.
Во-вторых, несомненно, что архиепископская казна внесла наибольший вклад в основание нового собора. "Когда архиепископ Конрад" - говорит Кёльнская хроника - "стал сверх всякой меры богат золотом, серебром и другими драгоценными камнями, так что он посчитал свои сокровища неисчерпаемыми, он предпринял великое и очень дорогое дело, тогда он начал великое и вечное строительство, собор". Даже сокровища самого собора ежедневно росли благодаря благочестивым пожертвованиям, особенно после того, как архиепископ Райнальд фон Дассель принёс мощи трёх мудрецов из завоёванного Милана в 1162 г., что послужило основной причиной строительства нового собора. С трудом они были спасены от жадности окружающих князей и доставлены в старый собор; ради них архиепископ Филипп фон Хайнсберг построил великую стену с могучими башнями вокруг полукруга города. С тех пор процветание Кёльна казалось только возрастало; старый собор, вероятно, небольшая, довольно тёмная базилика, больше не мог размещать в себе эти реликвии, так как Кёльн стал большим и богатым городом, привлекающим к себе такое количество паломников, что они попросту не могли там все уместиться.
Бесчисленные добровольные дарения жертвовались для строящегося собора, их можно было ожидать со всего света, ибо здесь, как и при бесчисленных строительствах церквей на Рейне с начала 13 в. закон помогал церкви, согласно которому вклад в церковное строительство можно было считать исчерпывающей заменой крестовому походу, таким образом Конрад "объявил верующим неслыханное до сих пор отпущение грехов тем, кто внесёт или пришлёт свой вклад в строительство церкви". И подобное преимущество здесь снова было у Кёльна, богатого своими горожанами и являвшегося центром могущественной церковной провинции.
Строительство готических соборов способствовало развитию строительной техники и совершенствованию трудовых отношений, где требовалась слаженная работа застройщика (часто епископа) и подрядчика. Поскольку на строительстве работали наёмные люди, им полагалось жалование, поэтому они были заинтересованы в сохранении трудовых навыков и становились профессиональными рабочими, нанимавшимися затем на другие стройки.
Подводя итог, готические кафедральные соборы играли огромную роль в жизни города.
Во-первых, они были культовыми сооружениями, выступая хранителями реликвий, тем самым привлекая доходы в город.
Во-вторых, кафедральный собор был неразрывно связан с институтом власти.
Вот как интересно всё вышло! А казалось бы собор как собор, а-н нет! Часто здание служило не только символом веры, но и богатства, и власти, вполне-таки земной, а не духовной.
Ну, а я с тобой не прощаюсь и буду снова ждать в Сумеречной библиотеке.