История про наш поход на Байконур.
Многоразовый космический корабль «Буран» стал одним из величайших технических достижений нашей страны. Совершив только один полет, он просто занял свое место в пантеоне достижений советской эпохи. Увы, развивать программу исследования космоса с помощью подобных кораблей Советский союз уже не мог. В отличие от своих заокеанских собратьев, которые совершили множество полетов и принесли значительную пользу, он так и остался венцом советской технической мысли.
В отличие от уничтоженного в 2002 году при обрушении кровли ангара «Бурана», второй корабль не пострадал, так как хранился в особо прочном здании, специально рассчитанном на то, чтобы выдержать сильный взрыв — помещении монтажно-заправочного корпуса (площадка 112А), где многоразовые космические корабли должны были заправляться горючим, сжиженными газами и прочими взрывоопасными веществами перед полётом.
Это была одна главных причин поездки. Стартовали мы вечером от трассы. Перед нами был пусть 36км ночной степи. Прошли мы это расстояние за 9 часов. Это было тяжело в плане психологии, потому что ты видишь сооружения и прожекторы космодрома, но они вообще никак не приближаются, а обратно идти уже нет смысла. Но пока мучительно идёшь можешь любоваться необычайно красивым звёздным небом, пока не упадёшь из-за куста в степи. Когда мы шли ещё не было луны.
Вот начинается тот момент, когда всё приближается. До ангара нам нужно было отойти чуть в сторону и опять всё та же картина, ничего не приближается. И тут мелькают прожекторы Гагаринского старта. Это первый знак, что почти весь путь пройден. Сам Байконур освещается хорошо и мы шли по краю освещения, чтобы не было видно теней от нас. Ангар с кораблями не подсвечивается и, что удобно не находится прямо на территория космодрома. Морально и физически уставший не понимаешь сколько точно идти. И тут наконец-то показывается в полной темноте очертания ангара. В этот момент всё прошло. Мы залезли во внутрь, а внутри ещё темнее. Специально подошли к балкону откуда видно корабли. И тут слабым фонариком телефон еле виднеется он - космический корабль.
Мы сразу пошли спать, чтобы дождаться дня и спокойно пофоткать. Когда проснулись и увидели немного яркого света в ангаре сразу же встали, чтобы увидеть все масштабы. Словами не описать насколько всё громадное. Когда смотрел видео Виталия Раскалова, я даже не предполагал, что смогу здесь оказаться. Своими глазами наблюдать всеми забытую верхушку развития цивилизации.
В этот день ещё планировался запуск ракеты и понятное дело это место будут сильнее охранять. Вот в один момент мы увидели как внизу начала ходить охрана и полиция. Но они быстро ушли, но сидеть всё равно было страшно, а фоток нормальных ещё нет. Потом снова услышали шаги. Через пару часов чуток успокоилось, и я пошёл быстренько пофоткать сверху.
Когда я делал прямой кадр вниз (самый первый кадр в статье) услышал как машина подъезжает к ангару, а мне нужно было успеть слезть и добежать до нашей нычки. И снова в ангар зашла охрана. Тут мы думаем как нам посмотреть взлёт ракеты. Мы прятались весь день в ангаре и так не было возможности спуститься вниз к кораблям. Было страшно спокойно гулять по ангару. И тут мы услышали грохот от взлёта ракеты. Весь ангар начал дрожать. Но к сожалению мы полный запуск не увидели. Ракета взлетала в 30км от Байконура и нормально можно было увидеть только через бинокль.
Ни один советский проект не был настолько наукоёмким, сложным, тяжёлым в производстве и секретным одновременно. Трудность заключалась ещё и в том, что "Буран" при схожей аэродинамической схеме был крупнее и тяжелее американского "Шаттла" — если масса выводимой полезной нагрузки была примерно такой же, как у американского челнока и составляла 30 тонн, то возвращать с орбиты "Буран" мог даже крупногабаритные объекты, например, спутник или несколько спутников общей массой до 20 тонн.
"Шаттл" мог доставить на Землю только 14 тонн груза с орбиты. К 1987 году, когда работы над "Бураном" были практически завершены, СССР уже изменился и политически, и экономически. Такое прозвище "советский Шаттл" получил не из-за возможности нести ядерное оружие, а из-за того, что аналитики ЦРУ уже через двое суток после пуска положили на стол Рейгана аналитическую записку, в которой "Буран" называли "единственной в мире системой, способной полностью нейтрализовать спутниковую группировку США и нанести неприемлемый ущерб вооруженным силам на большей части территории Америки".
В 2020 году Д. Рогозин рассказал о неудачной попытке выкупить «Буран», при этом он заявил, что установить «частного владельца» не удалось, впоследствии ситуация прояснилась — они принадлежат казахстанскому предприятию «Ракетно-космическая компания „Байконур“».
В 2021 году 8 сентября Гендиректор казахстанского АО "Ракетно-космическая компания «Байконур» Даурен Муса рассказал, что вторым лётным образцом советского «Бурана» владеет его компания. Передавать его России компания не планирует. «Хотят забрать не в музей, а в лабораторию для НПО „Молния“ для дальнейших работ по программе „Энергия — Буран“? Хотят забрать, но кто им отдаст?» Муса уточнил, что суды Казахстана первой и второй инстанции отказались возвращать космический корабль государству. Суды по поводу возможной передачи советского челнока в госсобственность Казахстана продолжаются уже третий год, однако пока им все же владеет его компания.
16,4 миллиарда советских рублей было вложено в программу «Энергия-Буран»