Мир, казалось бы, уже смог договорится о необходимости перейти на возобновляемые источники энергии, однако давно анонсированный энергопереход продолжает откладываться. Пока одни эксперты говорят о его необратимости, другие прочат еще многие десятилетия зависимости от углеводородов. В беседе с Publico тему прокомментировал директор центра экономики отраслей ТЭК ЦСР Александр Амирагян: «Существующие долгосрочные прогнозы в энергетике нацелены на поиск оптимальных вариантов декарбонизации энергетики и экономики. Эти варианты, или их еще можно назвать сценариями, должны учитывать ряд условий, основные из которых – соблюдение требований энергетической безопасности, готовность технологий к масштабному внедрению и возможности стран к реализации необходимого объема инвестиций. Анализ показывает, что транспортный сектор, наряду с производством электрической и тепловой энергии, станет основным направлением снижения потребления традиционных энергоресурсов и сокращения выбросов парниковых газов. При этом масштаб декарбонизации транспорта и его секторальный охват будет зависеть от многих факторов, но прежде всего от технологий и их стоимости, а также реализуемой политики на национальном и международном уровнях. В последние годы уже видны существенные сдвиги в вопросах переориентации транспорта на альтернативные виды топлива, что вызвано как активным продвижением со стороны государства, так и повышением их конкурентоспособности, в том числе по цене. Пока что данный тренд массово затронул автотранспорт, где по итогам 2023 года доля электромобилей в мировых продажах легковых автомобилей достигла уже 16%. Однако тенденция видна и в других видах транспорта, прежде всего на водном транспорте, где начинается массовое внедрение альтернативных топлив – на основе природного газа и биотоплива. В более долгосрочной перспективе в авиатранспорте открываются перспективы использования электричества и устойчивого авиационного топлива. Изменения в транспортном секторе внесут важный вклад в ограничение спроса на нефтяное топливо. Однако скорость этих процессов в мировом масштабе будет зависеть прежде всего от развития технологий и их доступности, а на отдельных региональных рынках – еще от финансовых возможностей и оценки целесообразности перехода на новые технологии». Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.
Эксперт Амирагян: К 2025 году декарбонизация затронет все виды транспорта
14 февраля 202414 фев 2024
2 мин